В 4 часа утра пятницы, 25 декабря, Верховная Рада приняла бюджет Украины на 2016 год с учетом требований МВФ. 24 декабря, в 10 утра украинские парламентарии в авральном режиме начали принимать проект налоговой реформы, который бы устроил Фонд — правки вносились, что называется, с голоса. Затем депутаты решили работать «до полного исчерпания повестки дня и завершить заседание принятием бюджета».
Рвение слуг украинского народа объясняется просто. 18 декабря МВФ дал понять, что презентация украинских проектов бюджета и налогового кодекса с треском провалилась. А первый замдиректора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон открыто предупредил Киев: «Принятие бюджета, не соответствующего целям программы на 2016 год, приведет к неизбежному прерыванию связанного с ней международного финансирования».
Угроза лишиться денег подействовала: Рада приняла бюджет в нужной МВФ редакции голосами 263 депутатов при минимально требуемых 226-и. Однако документ тут же стал объектом яростной критики украинской оппозиции
Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила, что он является «приговором» стране, отметив, что документ предполагает уничтожение бедных и защиту богатых. «Для фермерских малых хозяйств, на которых держится пищевая безопасность государства, сегодня на 80% поднят фиксированный налог», — отметила Тимошенко.
Депутат фракции «Оппозиционный блок» (голосовал против бюджета) Наталья Королевская уверяла, что доработанный этой ночью в кабмине проект бюджета не читал ни один парламентарий.
А вот одиозный лидер Радикальной партии Олег Ляшко, активно выступавший против законопроекта, в итоге поддержал его («мы понимаем, что Украина должна быть с бюджетом», — сказал он), хотя и назвал «позорным».
Президентская фракция «Блок Петра Порошенко» предсказуемо поддержала бюджет. Но даже ее лидер Юрий Луценко признал, что законопроект далек от идеала.
Вот как теперь выглядят ключевые показатели бюджета Украины-2016:
— дефицит госбюджета — 3,7% ВВП;
— расходы 667,7 млрд гривен ($ 29,1 млрд по текущему курсу), доходы — 595 млрд гривен ($ 25,9 млрд);
— инфляция — 12%, рост ВВП — 2%;
— среднегодовой курс гривны — 24,1 за доллар.
По первым оценкам, в реальности картина будет куда менее оптимистичной. Так, по расчетам лидера общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, инфляция составит 20−30%. «Украинцам грозит даже не бедность, а настоящая нищета, и бюджет-2016 законодательно закрепляет это», — заявил Медведчук.
Что на деле означает принятие бюджета «под МВФ», и что ждет Украину в 2016-м году?
— Ночные бдения в Верховной Раде, с принятием судьбоносных документов, — характерная традиция украинского парламента, — отмечает замдиректора Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамара Гузенкова.
— Достаточно вспомнить, что конституция Украины 1996 года принималась точно так же. Украинские депутаты с 10 утра были закрыты в здании Верховной рады, а к 5 утра следующего дня они конституцию, наконец, приняли. Можно сказать, Верховная рада хорошо натренирована на такой режим работы.
Нынешняя ситуация заставляет вспомнить и еще об одной родовой черте украинской политики. Украинская власть — как исполнительная, так и законодательная — очень легко дает любые обещания, соглашается на любые условия, подписывает любые международные документы, имея фигу в кармане. Дескать, все равно мы этого выполнять не будем, но документ принять надо.
Должна заметить, что сказанное относится к многим документам, включая соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом, и договору о вхождении Украины в зону свободной торговли с ЕС.
Поэтому нет ничего удивительного, что и на этот раз налоговая реформа и поправки в бюджет-2016 были приняты на бегу.
— Рада отдает отчет, что новый бюджет снижает уровень жизни основной части населения?
— Поправки в бюджет носят не столько продуманный экономический характер, сколько чисто политический. Украина де-факто находится в состоянии дефолта, и как только Запад признает этот дефолт и запустит соответствующие процедуры, Киев столкнется с серьезными трудностями при попытках внешних заимствований. По сути, у него не останется иных источников выживания, кроме траншей МВФ. В такой ситуации Украина, можно сказать, обречена согласиться на требования МВФ, чтобы сохранить кредитные линии фонда.
— Украинская оппозиция может воспользоваться растущим недовольством, и сместить режим Порошенко?
— Реакция оппозиции на принятие бюджета действительно знаковая. Например, та же Юлия Тимошенко, при всем своем потерянном влиянии, является очень чувствительным политическим флюгером, который хорошо чувствует, какие ветры начинают гулять на политическом поле Украины.
К тому же Тимошенко — политик абсолютно популистского толка, и игра на социальном пакете является ее фишкой. Ее реакция говорит о том, что сейчас Тимошенко есть, где развернуться.
Неслучайно в обнародованных законопроектах глубоко запрятан ответ на вопрос: какой ценой достигаются обнадеживающие макроэкономические показатели украинской экономики в 2016 году?
На деле, у украинского правительства не осталось никаких ресурсов экономического роста, кроме обдирания собственного населения. И главной группой для обдирания являются представители бюджетных секторов экономики, которых украинское государство может контролировать, и собирать с них возросшие налоги.
Вот украинская оппозиция и оживилась. Если принятые документы не будут исполняться, у Киева возникнут проблемы с МВФ и другими международными спонсорами, а если будут — спровоцируют массовое социальное бедствие.
В этой обстановке украинские оппозиционеры начинают тренировать мускулы. Они надеются, что попытки выполнить требования МВФ ослабят Киев, и позволят им переместиться с периферии политического поля на более важные посты.
— России такой сценарий на руку?
— Для нас он меняет немногое. С украинской оппозицией плотно работают американцы, можно сказать, что США контролируют практически все силы в политическом спектре Украины.
Мы же всех заметных украинских политиков хорошо знаем. На сегодня евроатлантическая составляющая в их программных постулатах очень сильна. Это значит, подвижки на политическом поле Украины будут для нас разменом шила на мыло.
С другой стороны, российско-украинские отношения переживают столь тяжелый период, что даже скромные подвижки, даже элементы здравого смысла со стороны Киева могут иметь значение. Поэтому, возможно, оппозиция в Киеве будет для нас лучше, чем нынешняя власть…
— Голосуя за бюджет, украинские депутаты решали свои частные задачи, — считаетдиректор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
— Это, например, касается части депутатов, которые связаны с исполнительной властью, и которые добивались от нее преференций за «правильное» голосование. Но парламентариям в любом случае было сложно отказаться от поддержки бюджета.
Сейчас на Украине всем очевидно: отказ от условий МВФ означает финансовый коллапс страны. И взять на себя ответственность за этот коллапс могут только совсем отвязанные депутаты, которые демонстративно придерживаются принципа «чем хуже, тем лучше».
Сопротивляться такому ходу событий украинская власть не в состоянии. Например, бывший президент Виктор Янукович тоже готов был прислушиваться к позиции МВФ, но не до такой степени. Поэтому Украина при Януковиче не брала денег у фонда из-за слишком жестких условий.
Но сейчас не до жиру. Неполучение денег МВФ означает, что нынешняя власть не удержится даже несколько месяцев, поскольку у нее банально закончатся деньги на выплаты пенсий и зарплат бюджетникам.
Либо Киеву потребовалось бы пойти на масштабную инфляцию, что тоже поставило бы под сомнение способность украинских руководителей удержаться в своих креслах.
При этом нужно понимать: в этом случае к власти пришли бы откровенно популистские группы, которые вообще не способны удержать ситуацию под контролем. А это никого не устраивает.
Поэтому я не сомневался, что Рада проголосует за бюджет и те требования к налоговой реформе, на которых настаивает МВФ.
— Новый бюджет действительно толкает Украину в нищету?
— Думаю, сейчас никто не в состоянии прогнозировать, что будет на Украине даже через три месяца. Насколько плохой будет социально-экономическая ситуация, зависит от многих обстоятельств.
Ясно одно: в нынешнем проекте бюджета имеется немало параметров, которые совершенно точно не будут выполнены — и по инфляции, и по доходам казны. Но до какой степени они не будут выполнены, и как это скажется на благосостоянии населения — вопрос до сих пор открытый…
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
Ничего нового я от правительства Украины не ждал.