22 декабря 1950 года в небе Кореи состоялись первые крупные воздушные бои между советскими МиГ-15 и американскими F-86 «Сейбр».
На Западе этот день получил название «Большой день пилотов ООН», потому что формально войскам Северной Кореи противостояли войска Организации Объединенных Наций.
Американские пилоты рвались в бой и готовы были любой ценой «убрать» русских из корейского неба. Действительность же была несколько сложнее и проще одновременно.
С первых дней войны, с середины лета 1950 года, авиация США и их союзников без труда завоевала господство в воздухе.
Легендарные, но сильно устаревшие истребители Як-9 армии КНДР, не были серьезным противником для американских «летающих крепостей» и сопровождающих их реактивных истребителей.
А чтобы у читателя не было иллюзий по поводу воюющих в Корее «войск ООН», достаточно вспомнить про активно применяемые ими «ковровые бомбардировки», не имевшие никакой иной цели, кроме возможно более массового убийства мирных жителей.
К примеру, 8 ноября 1950 года 80 «крепостей» сровняли с землей корейский город Синыйчжу, не имевший ни одного военного или оборонного объекта, по самым сдержанным оценкам экспертов США убив 10 процентов его жителей.
Когда в небе Кореи появились советские МиГ-15, ситуация круто изменилась, а потери американских ВВС грозили стать чудовищными.
После истерики президента Трумена, Пентагон принял решение перебросить в Корею новейшие истребители F-86 «Сейбр», по целому ряду характеристик превосходившие советские МиГ-15.
22 декабря 1950 года над линией фронта прошла серия воздушных боев, показавшая, что с выводами и планами в Вашингтоне поторопились.
Чисто технически основания для оптимизма у американских генералов вроде бы были. «Сейбр» был лучше подготовлен для борьбы с истребителями (все-таки МиГ-15 создавался в основном для перехвата бомбардировщиков), при равной скорости имел преимущество в маневренности и как считалось — в вооружении, а кроме того — был оснащен локатором, которого не было на МиГ-15.
Но технические параметры в небе решают далеко не все, а советские летчики дали своим соперникам настоящий мастер-класс на тему «как использовать технику по максимуму».
Ожидаемого перелома не произошло, просто борьба теперь пошла на равных. И до конца 1951 года соотношение воздушных побед оставалось 5 к 1 в пользу советских летчиков.
Конечно, их участие в войне не афишировалось. Самолеты были покрашены в цвета ВВС КНДР, комбинезоны им выдавали китайского образца, а для переговоров в воздухе были написаны специальные разговорники с транскрибированными иероглифами.
Правда, последнюю военную хитрость пришлось официально отменить, потому что в первом же воздушном бою эфир наполнился слишком специфическим лексиконом, имевшим мало общего с восточными языками.