Владимир Путин утвердил новую стратегию безопасности России. В качестве одной из угроз в документе указан военный альянс НАТО. Ничего нового в таком подходе нет, считает корреспондент CNN. Вместе с тем, по его мнению, Кремль дает Западу понять, что не намерен дальше терпеть расширения военного альянса на восток и сильно постарается остановить его.
Новый год и новый настороженный взгляд российского президента Владимира Путина, который объявил расширение НАТО угрозой в обновленной стратегии по национальной безопасности. Путин подписал документ в четверг. Он обвинил альянс в «незаконном расширении».
Отношения между НАТО и Россией ухудшились из-за украинского конфликта. Более подробно об этом расскажет наш старший корреспондент Мэтью Чанс, он выходит с нами на прямую связь из Москвы. Привет, Мэтт. Недовольство и гнев Путина по поводу расширения НАТО – это не новость. Эти чувства терзают его уже много лет. Этот новый документ по безопасности как-нибудь меняет подход русских?
МЭТЬЮ ЧАНС, старший корреспондент CNN: Нет, я так не думаю. Этот документ лишь формально закрепляет то, что мы слышали от российских чиновников и Владимира Путина последние несколько лет – о том, как их беспокоит НАТО и его расширение на восток, на территории, которые Россия, возможно, рассматривает как свою сферу влияния. Этот документ формально закрепляет эту позицию.
Россия и НАТО уже долгое время диаметрально расходятся в вопросе расширения альянса. В этом ничего нового нет.
У Украины в 2014 году была перспектива вступить в НАТО. И это одна из причин, по которой Россия аннексировала Крым – там находится важная военно-морская база. Она не хотела, чтобы эта база перешла под контроль НАТО. Так что это стало одной из движущих сил, толкнувших Россию аннексировать Крым у Украины.
Этой позиции Россия придерживается давно. В 2014-м году Россия также обновила свою военную стратегию – тут много бюрократии – это несколько официальных документов, которые она обновляет каждые несколько лет. Документ по национальной безопасности нужно обновлять каждые шесть лет, и в нем официально излагается, какие угрозы стоят перед Россией.
В 2014-м году Россия обновила военную доктрину, приняв в ней во внимание тот факт, что НАТО расширяется на восток и подбирается очень близко к границам России. И поэтому, как сказано в том документе, является внешней угрозой России.
Об этом говорили давно и теперь формально закрепили в документе.
Вы отчасти упомянули о том, что это большей частью связано с тем, что Владимир Путин хочет, чтобы Запад признал право России относиться к постсоветским соседям как к своей сфере влияния. Будут ли теперь восточно-европейские страны нервничать или это становится делом привычным?
МЭТЬЮ ЧАНС: Повторюсь: это лишь формальное подтверждение того, что мы уже знаем о вспыльчивости России в отношениях с Западом – особенно в вопросе расширения НАТО. Думаю, уместно сказать, что в последние пару лет Россия стремиться провести своего рода черту – ей нравится считать себя силой, которая чертит линии на песке – на пути дальнейшего расширения НАТО.
Ей уже удалось удержать много бывших советских республик, таких как прибалтийские – Латвия, Литва, Эстония, например. Они граничат с Россией, и они могли вступить в военный альянс НАТО.
Россия постоянно напоминает о том, что в конце холодной войны она пришла к соглашению с Западом, с НАТО, что они не станут расширяться на ту территорию, которая была сферой влияния России, ту территорию, которая, если угодно, находилась под крылом Советского Союза.
Они рассматривают расширение НАТО – а НАТО значительно расширилось после окончания холодной войны в начале 1990-х – как нарушение этой договоренности. Сейчас Россия укрепляется, в последние годы много вкладывает в вооруженные силы. И она хочет, чтобы это расширение прекратилось. И она сильно постарается, чтобы добиться своего.
Действительно. Интересный год нас ждет, не правда ли? Посмотрим, как это отразится на геополитике. Большое спасибо, Мэтт Чанс.
Фото Cont