Власти Саудовской Аравии и Турции договорились о создании совета стратегического сотрудничества. Формально орган еще не создан, но, как рассказал министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, принципиально вопрос был согласован на встрече короля Салмана и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана еще 29 декабря.
«Этот совет будет способствовать качественному скачку саудовско-турецких отношений», — пояснил министр. Кроме того, на встрече два лидера обсуждали вопрос сирийского урегулирования, а также деятельность исламской военной коалиции. Напомним, что в новое объединение, созданное по инициативе Эр-Рияда, вошли Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Тунис, Судан, Катар, Кувейт, Египет и другие (правда, некоторые страны, например, Пакистан, Индонезия, Малайзия и Ливан позднее заявили, что не в курсе своего участия и отказались от него). Анкара пообещала «внести посильный вклад в деятельность этой коалиции».
Интересно, что за несколько дней до этого американская аналитическая компания Stratfor, которую иногда называют «теневым ЦРУ», опубликовала статью, в которой проанализировала возможные последствия открытого участия в сирийском конфликте новых игроков. «Реагируя на давление со стороны США и стремясь заполучить больше влияния в том, что касается хода сирийской гражданской войны, саудиты пытаются скоординировать размещение войск на территории Сирии вместе со своими союзниками», — приходят к выводу аналитик Stratfor.
Турции, по их мнению, выгодно присутствие войск арабской коалиции на сирийской территории. Это, во-первых, могло бы спутать карты России, а во-вторых, помогло бы оправдать в глазах арабского мира участие Турции в конфликте. Но «более активное участие арабских стран в сирийской гражданской войне может подорвать любые попытки создать единый фронт по борьбе с ИГ в Сирии», — говорится в статье. Хотя бы потому, что возможное присутствие саудовских войск в Сирии вызывает немалое беспокойство у Ирана.
Может ли создание совета стратегического сотрудничества между Турцией и Саудовской Аравии означать начало более тесного взаимодействия между странами, вплоть до совместной военной операции?
— О создании совета по стратегическому сотрудничеству было объявлено не ради красного словца, — считает доцент РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серёгичев. — Он будет иметь антиасадовскую и антироссийскую направленность. Одной из задач организации станет улучшение координации между спецслужбами Анкары и Эр-Рияда. Цель у них одна — свалить режим Башара Асада.
Но есть и противоречия, связанные с тем, что в Сирии Саудовская Аравия и Турция поддерживают разные группировки. Саудиты делают ставку на «Братьев-мусульман» *, а турки — на группировки более радикального толка. Хотя с точки зрения здравого смысла и те, и другие опасны для человечества. «Братья-мусульмане» считаются более умеренными только потому, что не ставят перед собой задачу построения мирового халифата, в отличие от «Исламского государства» **.
— Но несмотря на противоречия, Анкара и Эр-Рияд делают попытку сближения?
— Это, скорее, попытка переломить ситуацию, потому что и Эр-Рияд, и Анкара видят, что их планы остановлены, если не разрушены полностью. Асад держится, его армия делает осторожные, но успехи. Очень медленно, но правительственные войска захватывают один тактически важный пункт за другим. Это не устраивает Турцию и Саудовскую Аравию. Они, конечно, тоже за мир, но за мир без Асада. И речь не просто о том, чтобы президент или его семейство отошло от власти. Анкара и Эр-Рияд хотят сломать существующую политическую систему в Сирии, то, что сегодня называется Сирийской Арабской Республикой.
Создание этого совета стратегического сотрудничества показывает, в каком тупике оказалась Турция. Несколько недель назад вдруг заговорили о наметившемся турецко-израильском сотрудничестве, но что-то сейчас больше не слышно об альянсе Израиля и Турции. А его и быть не может. Израильтяне не готовы прийти на помощь Эрдогану, забыв о том зле, которое он причинил их стране. Взять хотя бы инцидент 2010 года с так называемой «Флотилией свободы». Мало того, что турки покалечили израильских спецназовцев, так они еще требуют извиниться за то, что убили вооруженных хулиганов, которые на этих спецназовцев напали. Это все равно, что Саудовская Аравия выставила бы иск США за уничтожение своего уроженца Усамы бен Ладена. Поэтому турецко-израильское сотрудничество так и осталось на уровне слабых контактов.
Но туркам необходимо во что бы то ни стало выйти из сложной ситуации, в которой они оказались, сбив наш бомбардировщик. До этого они были с нами в жестком клинче, но это допустимо в политике. После инцидента с самолетом они перешли красную линию. Теперь им отчаянно нужны партнеры.
— Партнеры для чего?
— Идея-фикс Турции на ближайшие несколько месяцев — это создание бесполетной зоны или зоны безопасности над регионами Сирии, где проживают туркоманы и не только. Они уже готовы показать карты с границами этой зоны. И поразительным образом эти районы совпадают с районами транзита ворованной нефти из месторождений возле Ракки и других городов. Понятно, что Сирия, Россия, Иран, Ирак и даже США, о чем мало говорится, никогда на это не пойдут. Обама очень не хочет этой зоны, потому что она может ускорить открытое вступление Турции в сирийский конфликт. А так как Турция — член НАТО, то и американцам придется втянуться в него. Кроме того, в Вашингтоне опасаются, что в случае создания зоны безопасности Россия начнет поставлять курдам тяжелое вооружение, что еще больше усилит эскалацию конфликта.
Не исключаю, что когда будут проводиться заседания этого совета, на них всплывет вопрос об этой зоне. Но пока трудно предсказать, как отреагируют саудиты. Сама Турция не может пойти на объявление бесполетной зоны, потому что это будет фактически объявлением войны Дамаску.
Анкара может сколько угодно говорить, что не признает правительство Асада легитимным, но мы-то его признаем. Если турки в одностороннем порядке введут свою авиацию в эту зону, как она будет взаимодействовать с нашей авиацией? Мы ведь может совершенно случайно, по ошибке сбить звено турецких F-16. Потом извиниться, и снова случайно сбить. Понятно, что ни к чему хорошему это не приведет.
Есть также небольшая вероятность, что через саудитов турки попытаются воздействовать на американцев, чтобы они все-таки разрешили создать эту зону. Но это маловероятно.
— Какие перспективы у союза Саудовской Аравии и Турции?
— Я не уверен, что этот союз, даже если он сложится, будет долговечен. Саудовская Аравия и Турция не слишком любят друг друга. Это крайне амбициозные режимы. Причем саудитов задевает то, что у них небоеспособная армия. Они могут меряться с турками только объемом денежных средств, но не войсками.
Турция же может себя защитить. Но вопрос в том, хватит ли у них сил на полноценную военную операцию в Сирии? Нужно учитывать, что Асад может разыграть османскую карту и сказать, что Турция пытается захватить эти земли и создать новый вилайет Османской империи. В этом случае против турок начнут сражаться и остатки Свободной сирийской армии, суннитское население, которое сейчас выступает против правительственных войск. Одно дело, когда турки помогают оружием и деньгами, позволяют лечиться на своей территории, а другое — когда они приходят со своими войсками, чтобы оттяпать землю.
Вмешавшись в конфликт открыто, Турция может только еще больше поджечь его. Даже турецкие генералы считают, что это авантюра и пытаются саботировать планы Эрдогана по созданию бесполетной зоны. Но он, похоже, не намерен отступать. Сирия — это его Сталинград, только вот Эрдоган не Сталин, а Гитлер, и там он может потерять остатки своего политического авторитета. Потому он за нее так и держится.
Ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований Высшей школы экономики Алексей Образцов считает, что о полноценном альянсе турок и саудитов говорить рано.
— Сейчас в этом регионе создано множество коалиций. Во главе одной из них стоит Саудовская Аравия. Но политика нефтяного демпинга ударила и по Эр-Рияду, в связи с падением цен у саудитов экономические дела идут не блестяще. В этом году у них даже дефицитный бюджет, чего не было очень давно. Сворачивается ряд социальных программ.
Интересы Турции и Саудовской Аравии — это суннитская коалиция. Причем ее реальная цель — противостояние Ирану, который выходит из-под санкций и уже начинает испытывать баллистические ракеты.
— Может ли речь идти о военном сотрудничестве?
— У Саудовской Аравии армия богатая, но слабоватая. Посмотрите, что происходит в Йемене. Езиды, фактически, кочевое ополчение, просто метелят саудовские регулярные части. Турция же сильна в военном отношении, но хорошо известно, что между Эрдоганом и верхушкой армейского командования есть определенные противоречия. Откровенное широкомасштабное вмешательство обернется затяжной операцией. Этого не хотят ни саудиты, ни турки. Создание совета — это, скорее, обозначение угрозы, нежели готовность к совместным широкомасштабным действиям.
Директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов полагает, что суннитская коалиция может еще больше дестабилизировать ситуацию в регионе.
— Турция входит и в НАТО, и в американскую антитеррористическую коалицию. Тем не менее, Анкара ведет двойную игру и преследует свои интересы. Саудовская Аравия, которая также входит в коалицию, в свою очередь, уже сформировала суннитский блок. Он призван не столько бороться с ИГ, сколько противостоять шиитскому влиянию Ирана.
Что касается совета по сотрудничеству, Эр-Рияд сотрудничал с Анкарой еще до появления всех этих коалиций в процессе Арабской весны. Сейчас они пытаются создать какое-то формальное обрамление своего альянса.
Турция хочет вырваться из изоляции, в которой она оказалась после того, как сбила российский бомбардировщик. Возможно, через саудитов они попробуют наладить контакты с западной коалицией, а, может быть, даже вести через них переговоры с Москвой.
Нынешний союз между Саудовской Аравией и Турцией носит декларативный характер. Но проблема в том, что мы видим формирование суннитской оси. А это признак, что ситуация на Ближнем Востоке принимает очень серьезный конфронтационный характер. На этом пятачке и так слишком много коалиций, и еще одно турецко-саудовское антишиитское объединение не приведет ни к чему хорошему.
* «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун», «Muslim Brotherhood») — международная организация, деятельность которой признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2003 года.
** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС