Саудовской Аравии все труднее теснить конкурентов, наводняя мировой рынок дешевой нефтью, и сопротивляться собственной «экономической гравитации», считает колумнист The Washington Post Мэтт О’Брайан.
МОСКВА, 5 янв — РИА Новости. Последствия развязанной Саудовской Аравией войны на мировом нефтяном рынке негативно отразятся на ней самой, пишет колумнист The Washington Post Мэтт О’Брайан.
«Следующей жертвой в войне нефтяных цен, которую затеяла Саудовская Аравия, может стать ее собственная экономика», — пишет автор статьи.
Колумнист видит причину этого в том, что по мере того, как сокращаются доходы от продажи нефти, Эр-Рияд находится в шаге от совершения той же ошибки, что и Европа: сократить свой бюджет, не снижая при этом процентных ставок и не смягчая экономический удар.
«Саудовская Аравия наводняет рынок дешевой нефтью в попытке вытеснить из бизнеса «дорогостоящих» конкурентов, но теперь это не так просто сделать, как раньше», — считает Мэтт О’Брайан, поясняя, что добыча сланцевой нефти в США может оставаться прибыльной при более низких ценах, чем прежде, а также, что важнее, может быть остановлена и возобновлена по мере необходимости за сравнительно небольшие деньги.
«Таким образом, даже если саудовцам удастся вынудить их (добытчиков сланцевой нефти — ред.) «уйти в спячку», они все равно способны вовремя активизироваться, чтобы удержать цены от существенного повышения выше 50 долларов за баррель», пишет колумнист.
По его словам, ввиду увеличившегося бюджетного дефицита до 15% ВВП Эр-Рияд не может позволить себе продолжать тратить деньги на то, чтобы удерживать цены на нефть. Поэтому власти вынуждены перейти к жестким мерам экономии, которые также не сработают.
«Другими словами, Эр-Рияд не может позволить себе продолжать тратить 13% ВВП на энергетические субсидии, но также не может позволить нанести еще больший ущерб экономике, чем это уже сделали низкие цены на нефть», — пишет Мэтт О’Брайан.
Основная проблема в том, что саудовский риал привязан к доллару США, из-за чего Саудовской Аравии приходится повышать процентные ставки вслед за Федеральной резервной системой, в результате чего национальная валюта выросла тогда, когда экономика страны нуждается в ее «подешевении». Если цены на нефть не растут, следует осуществить девальвацию валюты.
Другие зависящие от нефти страны, как Азербайджан и Казахстан, уже отказались от привязки к доллару. Поэтому рынки начинают делать ставку на то, что Саудовская Аравия тоже последует этим путем, считает колумнист, добавляя, что невозможно так долго сопротивляться «экономической гравитации».