Многие возникшие сложности России эксперты и чиновники привычным образом связывают с ценами на нефть. Например, министр энергетики РФ Александр Новак практически выдвинул обвинение в отношении Саудовской Аравии по поводу дестабилизации нефтяного рынка, настолько она увеличила добычу за 2015 год:
«Кривая спроса и предложения, по оценке экспертов, может сойтись во втором полугодии 2016 года, что сбалансирует рынок. Хотя не исключено, что будут влиять и такие факторы как новая добыча в Иране, новая добыча в тех странах, например, как Саудовская Аравия, которая в этом году нарастила на 1,5 млн баррелей в сутки добычу, тем самым дестабилизировав ситуацию по сути дела на рынке».
Новак Александр Валентинович
По мнению Александра Новака, справедливая цена — около $50 за баррель, но Минэнерго дало распоряжение подготовить сценарий действий при цене нефти нефти $30 за баррель.
При этом глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов разделяет этот пессимистичный вариант:
«Все говорит о том, что низкие цены на нефть будут, скорее всего, в следующем году доминировать. И, возможно, что какие-то периоды это будет и $30 за баррель».
Силуанов Антон Германович
Эксперты инвестбанка Morgan Stanley также считают, что в следующем году цены на нефть не будут повышаться: уровень перепроизводства нефти и так высок, плюс ожидается выход на рынок иранской нефти.
Впрочем, паникёры любят указывать на негатив для РФ, «забывая» общую ситуацию. Между тем в США уже появляются заявления о «плохих» долгах в нефтегазовом бизнесе, причём от таких солидных экспертов, как Федеральный резервный банк и Standart & Poor ‘s. Также нельзя «забывать», что сланцевая афера сегодня не оправдала надежд. Сейчас идут бравурные заявления о достигнутых максимумах – вот только все молчат о том, что будет дальше, когда проблемой станет не цена, а отсутствие должного количества ресурсов.
Проблема, конечно, серьёзная, как пишет «Коммерсант»:
«Нежелание крупнейших производителей топлива снижать его добычу, заставляя конкурентов покидать рынок, приводит лишь к дальнейшему снижению цен. Валюты развивающихся стран, в том числе в ожидании повышения ключевой ставки ФРС, стремительно дешевели по отношению к доллару США. В результате биржевой курс американской валюты на российском рынке впервые за четыре месяца превысил уровень 70 руб./$».
Важно, что проблема не столько рыночная, сколько политическая: несмотря на избыток нефти на рынке, страны ОПЕК не соглашаются ограничивать ее предложение, по сути игнорируя официальные квоты на добычу нефти. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитал» Владимир Брагин поясняет:
«Риторика организации направлена по-прежнему на защиту своей доли рынка, и большинство участников картеля по-прежнему готовы ради долгосрочного сохранения доли на рынке мириться с низкими ценами».
Понятно, что понижение курса рубля вызвано в первую очередь снижением цен на нефть: Bloomberg указывает, что котировки январских срочных контрактов всё понижаются. В целом инфляция с начала года составила 12,1%, а за годовой период — 15%.
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, за последний год доля семей, которым не хватает даже на еду и кому хватает средств практически только на еду выросла с 22% до 39%. На этот факт радостно указывают оппозиционеры, «забывая», что сравнение идёт именно за последний год, в котором осложнилась международная обстановка. А если посмотреть на изменение положения дел с начала века, то ситуация выглядит куда более положительно. Смешивать локальные флуктуации и тренды глобальных изменений – это всё же демагогия. Руководитель исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлия Баскакова комментирует результаты опроса:
«…номинальные доходы за последние 10 лет увеличились более, чем втрое, и вплоть до конца 2014 года благосостояние населения росло. Разумеется, следует помнить про инфляцию, однако рост доходов её обгонял: доля бедных – тех, кто испытывает трудности на уровне покупки еды или одежды – стала вдвое меньше. Россияне не начали чувствовать себя богатыми – большинство оценивает своё материальное положение как «среднее», но рамки этого «среднего» для большинства уже не те, что десять лет назад: не выживание, а вполне комфортный быт. Ухудшение экономической ситуации в 2015 году коснулось всех доходных групп, кроме самой верхней – тех 4%, которые могут не задумываться о расходах. Большинству населения пришлось пересмотреть свои потребительские привычки и начать экономить, а доля бедных, которая медленно, но верно сокращалась на протяжение последних 5 лет, за один этот год вновь увеличилась почти вдвое – до уровня кризисного 2009 года. Самооценка своего материального положения уже начала снижаться, и темпы этой динамики оптимизма не внушают».
Таким образом, падение цен на нефть приводит к удешевлению рубля, что в свою очередь ведет к росту цен на товары, а это – к падению уровня жизни. Стандартное рассуждение выступающих «против Путина». Но так ли всё плохо?
Как ни странно, в санкциях и вообще в противостоянии Запада и России есть очень положительный фактор: это самое противостояние. Дело в том, что специфика «загадочной русской души» такова, что Россию всегда консолидирует явный внешний враг, а вот к врагам внутренним, к сожалению, русские относятся слишком мягко, добросердечно считая их скорее заблуждающимися.
Так что же даёт в перспективе явное противостояние с Западом?
Во-первых, необходимость импортозамещения, которое стратегически крайне важно. К сожалению, успехи пока ещё незначительны, в основном по причине либерального курса в области экономики у правительства. Теоретически же при наличии политической воли эта проблема решается – и тогда независимость от иностранных товаров позволит сохранять относительно низкие цены на товары. Даже сейчас цены растут далеко не прямо пропорционально курсу доллара.
Во-вторых, в элитах также происходит брожение умов на тему патриотизма – вынужденного, не будем скрывать. Однако, помимо отчетливо компрадорского крыла, которое всегда готово сдать Западу все и вся, есть и те, которые понимают, что воспользоваться своими капиталами на Западе им не дадут и как равных не примут. Также следует отметить постепенно, но отчетливо продвигаемое «отделение» чиновников и силовиков от Запада рядом запретов на финансовое и другое взаимодействие.
Надо понимать, что ситуация «Запад против России» – это не из-за «нехорошего Путина», который-де обидел США, Европу и еще много кого, а над Украиной вообще измывается. Все просто и давно известно: капитализм может пристойно существовать лишь в «центре», «наверху пирамиды», и это требует непрерывного расширения рынка. Четверть века назад Горбачев и Ельцин спасли Запад от мощнейшего кризиса за счёт СССР, сейчас смерть Запада может отсрочить лишь уничтожение суверенности России.
Кроме того, неизбежность экономического кризиса Запада, который резко понизит уровень жизни в так называемых «цивилизованных странах», требует сформировать образ врага, которым можно объяснять все проблемы. В последнее время в этой роли выступал международный терроризм, но сейчас за него взялась Россия, и на роль «главного плохиша» уже сейчас неофициально назначена Россия и ее «имперские амбиции». Следует ожидать официального «оформления» этого статуса.
Таким образом, ухудшение положения в России, вызванное кризисом участия в общем мировом рынке, автоматически работает на обретение самостоятельности, консолидации народа и, главное, формирование понимания, кто есть внешний враг.
Это — хотя и не достаточное, но необходимое условие развития России как самостоятельного геополитического полюса. Следующим этапом необходимо выкинуть на помойку запрет на государственную идеологию и официально заявить о новом проекте обустройства мира, основанном на социалистической справедливости, патернализме, развитии наций (интернационализм подразумевает не космополитизм, а взаимовыгодное сотрудничество наций) и сильной государственности.
Фото Reuters