У Владимира Путина есть немало почитателей среди американских и европейских политиков, пишет Foreign Policy. В российском президенте они видят воплощение собственных амбиций и устремлений. Они восхищаются лидерскими качествами и решительными действиями главы Кремля, однако это не делает им чести, считает автор статьи.
Кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп недавно старательно нахваливал Владимира Путина как «человека, которого очень уважают в его стране и за ее пределами», а также «лидера, в отличие от того, что у нас есть в нашей стране», пишет Foreign Policy.
И Трамп в этом не одинок, подчеркивает издание. Его взгляды разделяет ряд других связанных с политикой лиц в США. В 2013 году бывший кандидат от республиканцев Пат Бьюкенен задал в своем блоге вопрос: «Путин – один из нас?» По его мнению, Путин прав, когда утверждает, что «уничтожение традиционных ценностей» осуществлялось «не демократическим путем». Бьюкенен также написал, что Путин, возможно, «видит будущее более ясно, чем американцы, застрявшие в парадигме холодной войны».
Как отмечает автор статьи, профессор политологии Томас Ремингтон, немало почитателей у Владимира Путина есть и среди правых сил в Европе. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приводил Россию (а также Китай и Турцию) в пример как модель «нелиберального государства», достигающего экономического успеха. Лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж заявил, что из всех мировых лидеров больше всего восхищается Владимиром Путиным – с оговоркой, что речь идет о деловых, а не человеческих качествах. Марин Ле Пен во Франции, Герт Вилдерс в Нидерландах и другие деятели из числа европейских правых осудили ЕС и США за «окружение» России, продолжает автор.
По его убеждению, попытки России культивировать симпатии и поддержку по отношению к ней среди европейских движений против ЕС – «это часть усилий, не направленных на пропаганду “путинистской” идеологии, а нацеленных на ослабление и раскол Европейского союза». Дела у верных российских попутчиков последние несколько лет идут неплохо, пишет Foreign Policy. «В путинской России радикальные националисты нашли тактически удобный противовес традиционному американо-европейскому либеральному демократическому союзу», уверяет автор статьи.
Однако речь идет не только о геополитике, подчеркивает издание. Многие представители правых сил проецируют «идеализированное понятие лидерства на Путина: решительность, жесткость, прагматизм, мужественность», отмечает Foreign Policy.
Автор статьи признает, что Путин действительно обладает многими качествами политического лидера. Он крайне хорошо информирован по поводу широкого спектра тем и «мог бы заткнуть за пояс многих американских кандидатов», он умеет «объяснять сложные проблемы аудитории просто и убедительно», он остроумен и отличается заметной самодисциплиной, перечисляет издание. Кроме того, он умелый тактик, выбивающий оппонентов из колеи неожиданными инициативами, сообщается в статье.
Смелое, бессовестное и расчетливое лидерство, не обремененное моральными ориентирами, соответствует модели Макиавелли, которая давно привлекает политиков правого крыла, утверждает издание. Как отмечает автор, европейский фашизм в 20-30 годы возвел принцип лидерства в ранг идеологии. Тогда фашизм стал ответом на популистское стремление к порядку, пишет Foreign Policy.
Это стремление сохраняется и по сей день, уверен автор статьи. По его мнению, Путин преуспел в том, чтобы создать себе имидж «крутого парня», с высокомерием относящегося к либерализму, универсализму и политкорректности. Защиту суверенитета России и национальную гордость Путин использует, чтобы «обосновать политические репрессии внутри страны и вызывающие действия за ее пределами», убежден Томас Ремингтон.
Однако в стратегическом плане Путину не удалось разрешить глубокий кризис, в котором снова погрязла Россия, подчеркивает автор. Зависимость от природного сырья продолжает расти, повсеместная коррупция не исчезла, бюрократическая централизация остается чрезмерной, а гражданское общество задыхается, уверяет политолог.
«Путин – это волшебное зеркало, в котором его почитатели видят отражение собственных негодования и амбиций», – подчеркивает Foreign Policy. Нет никакой путинской идеологии, отмечает автор. Есть только путинский стиль управления и его политика. Одни восхищаются бахвальской манерой поведения Путина, другие – его образом действий, однако никому из его почитателей это не делает чести, считает Томас Ремингтон.
Фото russian.rt