Сколько уже сломано копий по поводу того, как должна развиваться экономика России в 21 веке. Сколько было дано советов, сколько было сделано обвинений в некомпетентности. Приводились примеры Японии, Германии, Китая. Казалось бы, что может быть проще. Выстроить такую же экономическую модель, как в этих странах, и повторить их успех.
Странно, что эксперты в области экономики, которые выдавали проект за проектом, абсолютно отвергали такую ее часть, как политэкономию. А между тем, если строить модель экономического развития, то делать это надо на базе ее постулатов.
Первоначально любая страна должна определиться, какой статус в будущем ее устроит. Можно быть сателлитом геополитического игрока и ориентироваться на его экономическую модель, найдя для себя в ней нишу.
Ниша может быть как сырьевая (Саудовская Аравия), так и высокотехнологическая (Сингапур, Тайвань, Япония). И тем не менее это будет ниша чужого глобального рынка, который ей всегда может быть перекрыт, в случае изменения геополитических раскладов. Именно поэтому Япония, даже имея сверхсовременную промышленность, намертво привязана к США и ее глобальному рынку (не путать с внутренним рынком США), по сути, являясь его высокотехнологическим придатком. И именно поэтому Япония никогда не начнет свою независимую геополитическую игру и не выйдет из кильватера проамериканской политики.
Это не путь России, которая поставила перед собой цель вернуть себе статус сверхдержавы. Любой экономический рывок, который не будет обеспечен фундаментом из ресурсов и контролируемого рынка сбыта, превратит Россию в страну, которая будет полностью зависима от внешних сил. Собственно, именно поэтому данную модель ей пытались навязывать ранее и не прекращают этого делать и сейчас. Пытаясь любой ценой сбить ее с другого пути — имперского.
Можно было бы сыграть в игру «с фигой в кармане». Пойти якобы на поводу у США и получить от них технологии, а затем попытаться их «кинуть». Очевидно, что такой путь развития вполне просчитывается, и полный цикл критически важных производств американцами России дан не будет. Более того, данный путь подразумевает невозможность контроля страной рынков сбыта, что в любом случае приведет к коллапсу, но чуть позже.
Интересно в этом плане рассмотреть пример Германии. В 1950-х, когда закладывалась основа Германского рывка, Европа была динамичным и самодостаточным рынком. Для США Западная часть континента была стратегическим союзником против СССР, который должен был сам себя содержать и вносить весомый вклад в обороноспособность континента против «красного вторжения». Западная Европа должна была стать витриной, чтобы не позволить развиться на континенте экспансии Советского Союза.
Именно поэтому Европе был дан шанс развиваться без помех. Более того, странам Европы было разрешено создать свой экономический союз. На тот момент он был обрезан от поставок сырья и остро нуждался в американской помощи. И казалось, так будет еще очень долго.
А СССР рухнул быстро и неожиданно. Для всех. Когда это случилось, у Европы было все: большой емкий рынок, который резко разросся благодаря включению в него стран Восточной Европы; наличие технологий. Не хватало только такой мелочи, как сырье. Вернее, оно было, но не на территории метрополии, а в «далеком зарубежье».
И вся дальнейшая борьба между США и ЕС свелась к попытке обрезать последним путь к источникам сырья.
Цветные революции на Украине, истерическая русофобия Польши и прибалтийских «тигров», постоянные проблемы в Турции.
Попытка создать независимый новый центр силы в мире на базе ЕС провалился. Это уже очевидно. За последние 10 лет он теряет позицию за позицией. И в итоге сейчас все идет к тому, что Евросоюз пытаются закабалить при помощи зоны свободной торговли между США и Европой.
Схватка между США и ЕС, начатая в конце 1990-х, окончилась победой Вашингтона. Он раз за разом обрезали Европе возможности налаживания сухопутных сырьевых коридоров.
А морские пути США контролировали сами. Более того, в странах, откуда ЕС традиционно получали сырье, также раз за разом начали вспыхивать «революции», войны и прочие катаклизмы. В результате Европа уже с 2007 года впала в состояние стагнации, которая продолжается до сих пор.
Итак, мы видим, что современные события — не только война против России. Российская Федерация — это ключевое звено любого евразийского экономического союза против США, а потому она должна быть разрушена в ущерб всем. В первую очередь Европы, теряющей в лице России единственный на сегодня неподконтрольный Штатам источник энергетической независимости, который Китай находит.
По пути к БРИКС
Итак, политэкономия выводит некоторые очень важные критерии, которым должна отвечать любая страна, претендующая на роль центра силы. Путь Японии и путь Германии ей не подходит. Путь Китая … имеет как общие проблемы, так и принципиальные отличия. Именно поэтому Россия пошла по пути традиционного создания фундамента и политико-экономического союза, который должен был решить на третьем этапе проблемы будущего рывка.
Принципиальная проблема Китая
С конца 1970-х в Китае началась эра преобразований, которая за несколько десятков лет превратила эту отставшую страну в одного из мировых экономических лидеров. Руководство КНР заключило сделку «с дьяволом»: Китай согласился стать фабрикой Запада в надежде на то, что рано или поздно он сможет стать независимым (тот самый вариант «с фигой в кармане»).
Не вышло. Тридцать лет постоянного подъема и создания массы отраслей не дали Китаю хотя бы несколько десятков критически важных для него технологий, а без них Поднебесная — это колосс на глиняных ногах, который никогда не сможет бросить военного вызова Вашингтону.
До сих пор Китай не может строить современные самолеты, корабли, ракеты. Все, что у него есть, — это помощь братского русского народа, которую он оказывает с определенной целью. Без этого современной китайской армии попросту не существовало бы. Один самолет «5-го поколения» J-20 с устаревшим российским двигателем АЛ-31Ф чего стоит. И все об этом прекрасно осведомлены.
Более того, Китай был надежно пристегнут к американскому глобальному миру и экономически через систему торговых путей, подавляющее число которых были под полным контролем США. Пекин попал в политэкономический капкан, который был расставлен еще в самом начале. Согласованное и последовательное развитие сельского хозяйства и промышленности дало импульс для рывка, но не дало устойчивого рынка сбыта. В это же время сырьевая база китайской экономики, хотя и динамично развивалась, оказалась недостаточной и вынудила страну стать нетто импортером значительной доли первичного сырья. Большая часть поставок и значительная часть экспорта продукции Китая осуществляются морским путем, что делает развитие страны зависимым от доброй воли США, имеющих до сих пор самый мощный в мире военно-морской флот.
Идея БРИКС
Если посмотреть на состав участников этого экономического образования, то сперва он вызывает некоторое недоумение. Основу союза составляют страны, которые десятилетия до этого смотрели друг на друга, как на врагов. Казалось бы, противоречия между Индией и Китаем никогда не решатся, а Россия и Китай никогда не станут союзниками (кстати, эту идею в России упорно вбивают в умы граждан «белоленточники» и «патриоты» всех мастей). А ведь именно эти страны и стали основой того экономического союза, который поставил США на грань геополитического поражения и, вероятнее всего, этого добьется.
Суть идеи проста: каждая из основных стран БРИКС (Бразилию сюда тоже можно плюсовать смело) имеет одни и те же проблемы. Все они хотят стать геополитическими центрами силы, но прекрасно понимают, что в одиночку им это не удастся. Созданная за десятилетия до этого система противоречий между ними (не зря Бжезинский и Киссинджер так переживают о том, что их приемникам не удалось сохранить вражду между Китаем и Россией, которую они так искусно посеяли), казалось, давала США возможность, не привлекая больших сил, контролировать любую из них. Только переступив через противоречия можно было вырваться из замкнутого круга. Тем более, что каждая из экономик стран БРИКС очень хорошо дополняла друг друга по сырью и рынкам сбыта.
И они сделали это, переступили, чем поставили мир перед угрозой новой мировой войны с теряющим контроль гегемоном. Избежать большой войны (не обязательно с прямым столкновением между армиями главных стран) можно и нужно. Для этого надо только перетащить на свою сторону, умирающие в американских «дружеских объятьях» страны ЕС. Евросоюз — это последний кластер нового мира, в котором нет США как гегемона. Но и для Вашингтона это последняя надежда и опора, за которую они будут цепляться до последнего. А если не получится оставить Европу под своим контролем, то они ее попытаются разрушить, как в свое время разрушили СССР.
Как мы видим по последним событиям, у них для этого все готово.
По сути, сейчас идет большой геополитический шантаж. Европу американское правительство ставит перед выбором плохого и очень плохого варианта. С другой стороны, страны БРИКС предлагают ей быть частью нового мира. Это грозит большими проблемами уже сегодня, но и сулит огромный выигрыш уже завтра.
Выводы
Путь, выбранный Россией, труден и тернист. Очень легко было согласиться на предложение Запада и стать еще одним последним кластером мировой экономики, и тем самым позволить США легко выйти из их нынешнего сложного положения. Она выбрало иной путь. Путь создания независимой страны. Во многом он уже пройден. Но впереди самый трудный этап. Эту независимость надо отстоять в неизбежной схватке (другого пути смены гегемона мир пока не придумал).
А вот потом будет новый мир.
Фото Politrussia
1 комментарий
С нынешним инопланетным российским кабмином, все выбранные им «трэки и дорожные карты» приведут только в ТУПИК.
Менять надо всю «команду». Заведомо вражескую по отношению к стране и народу.