В минувшее воскресенье страны-члены Лиги арабских государств (ЛАГ), за исключением Ливана, осудили нападения на дипломатические представительства Королевства Саудовская Аравия (КСА) в Иране. К сожалению, участники мероприятия «не заметили», что событиям в столице Ирана предшествовала провокация со стороны властей Саудовской Аравии.
Провокация конфликта и его эскалация
2 января МВД Саудовской Аравии объявило о казни 47 человек, осужденных за «терроризм или подстрекательство к нему». Среди казненных оказались в основном шииты (включая известного шиитского проповедника Нимр ан-Нимра), не имеющие никакого отношения к «Аль-Каеде», «Иcламскому государству» (запрещены в РФ) и иным террористическим группировкам. Более того, тела казнённых не были переданы родственникам.
В результате в тех районах Саудовской Аравии, где проживает преимущественно шиитское население, начались массовые акции протеста. Эти акции охватили и шиитский Иран, руководители которого сравнили политику властей КСА с действиями боевиков «Исламского государства» и предложили Эр-Риаду сократить персонал в своем посольстве в Тегеране.
Радикально настроенная иранская молодежь, похоже, приняла это предложение за призыв к действию, после чего разгромила отдельные помещения в посольстве Саудовской Аравии в Тегеране и в консульстве этой страны в Мешхеде.
В ответ на разгром диппредставительств Королевства в Иране, Эр-Риад заявил о разрыве дипломатических отношений с этой страной, а ВВС Саудовской Аравии подвергли бомбардировке иранское посольство в столице соседнего Йемена Сане, в результате чего были ранены несколько сотрудников посольства.
Тегеран обвинил Саудовскую Аравию в нанесении авиаударов по иранскому посольству в Сане и заявил о намерении обратиться в Совет безопасности ООН. В свою очередь, позицию Эр-Риада поддержали в Сомали, Бахрейне, Джибутти и Судане, которые разорвали дипломатические отношения с Ираном, а также Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и ЛАГ, которые осудили Иран, руководство которого, между прочим, выразило сожаление в связи с нападением толпы на посольство Саудовской Аравии в Тегеране.
Столь дружная поддержка арабскими суннитскими странами саудитов — при полном отсутствии самокритики — свидетельствует о стремлении ведущих региональных игроков переключить внимание мировой общественности с проблемы «Исламского государства» на проблему более высокого уровня и масштаба, например, — на нарастание вооруженного противостояния шиитов и суннитов по всему Ближнему Востоку.
Но означает ли это, что между Ираном и группой арабских государств во главе с Саудовской Аравией вот-вот вспыхнет горячая война?
Зачем Саудовской Аравии понадобилась казнь шиитского проповедника?
Шейх Нимр-Ан-Нимр находился в заключении четыре года, и, в принципе, мог бы находиться в тюрьме и дальше, однако Эр-Риаду почему-то срочно понадобилось его казнить. Вопрос — почему?
Разумеется, меньше всего Эр-Риаду хочется начинать войну с Ираном в условиях тех экономических проблем, которые нарастают в Саудовской Аравии и других странах Персидского залива, как снежный ком. Так, 2015 год Королевство завершает с рекордным дефицитом бюджета в почти 100 млрд долларов, что составляет 15 % от ВВП. (Для сравнения — в России дефицит составляет сегодня всего 3,5% ВВП, на Украине — 7,5 %). Ну а в 2106 году дефицит бюджета Саудовской Аравии достигнет, как ожидается, 60% (!) от ВВП.
Аналогично, в связи с падением цены на нефть в 2016 году затрещат бюджеты и других государств Персидского залива. ВВП Омана и Бахрейна упадут предположительно на 10%, ОАЭ и Катара — на 5%. Ожидается также, что цена на топливо в ближайшие два года в Саудовской Аравии и странах-соседях взлетит на 50-80 %.
К экономическим проблемам Саудовской Аравии в последний год добавился еще целый ряд геополитических проблем. Так, в Йемене восстали шииты-хуситы, которые вот-вот возьмут под контроль Аденский залив. В Сирии и Ираке поддерживаемые саудитами исламистские группировки также терпят поражение — при том, что в этих странах возрастает влияние курдов, Ирана и главного врага радикального исламизма — России. Ну а созданную с целью повысить свой вес в решении судьбы Сирии «Коалицию по борьбе с терроризмом» во главе с Саудовской Аравией не восприняли всерьез ни в Анкаре, ни в Москве, и ни в Брюсселе и Вашингтоне.
И вот в такой ситуации ближайший друг саудитов, Госдеп США, судя по всему, не собирается идти навстречу Эр-Риаду в вопросах, касающихся мировых цен на нефть — хотя вроде как может и должен.
К примеру, согласованное сокращение ведущими американскими нефтяными компаниями своего экспорта хотя бы на 10 % могло бы привести к росту стоимости нефти на мировом рынке, как минимум до 50 долларов за баррель и выше.
Однако эти компании не собираются сокращать свой экспорт. Напротив, в минувшем году они пролоббировали в Конгрессе США принятие решения, касающегося отмены эмбарго (это эмбарго действовало 40 лет!) на экспорт сырой нефти, добываемой внутри страны. И в середине декабря минувшего года Барак Обама поддержал это решение.
Словом, у США получается так, что «Эр-Риад мне друг, но собственные интересы и амбиции дороже». То есть стремление нажиться, а заодно обрушить цены на мировых нефтяных рынках и тем самым «разорвать российскую экономику в клочья» превалируют во внешней политике США даже несмотря на то, что такая политика обваливает экономики таких стран-союзников, как Саудовская Аравия и Катар.
Война как запланированный форс-мажор
Почти три десятилетия Саудовская Аравия имела возможность корректировать добычу нефти и тем самым регулировать мировые цены на нефть. Но сегодня она уже не в состоянии выполнять роль регулятора нефтяного рынка и, прежде всего, по той причине, что на этом рынке появился такой крупный игрок, как США.
Еще один глобальный игрок — Россия, также не собирается сокращать добычу нефти хотя бы потому, что оказалась в экономическом кризисе по причине введения против неё западных санкций.
Из этого замкнутого круга у Саудовской Аравии, похоже, только один выход — так накалить обстановку в регионе, чтобы вызвать соответствующую реакцию в США.
Обращения руководств Саудовской Аравии и Катара к своим американским «друзьям» остаются без ответа. И сегодня в руководстве США, похоже, никто, включая Обаму, погружающегося в состояние «хромой утки», не в состоянии повлиять на политику американских нефтяных компаний. Интересы этих компаний — джин, однажды (видимо, при Джордже Буше-старшем) выпущенный из бутылки так, что сегодня его невозможно запихнуть обратно.
Обремененные растущими долгами и расходами, связанными с вложениями в новые месторождения и технологии добычи нефти, американские нефтяные компании схлестнулись в жесткой конкурентной борьбе, в которой никто не собирается останавливаться первым.
Прекратить гонку нефтедобычи в США может только глобальный форс-мажор, на который и решились в Эр-Риаде.
Эскалация вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке сама по себе может притормозить продолжающееся падение мировых цен на нефть. Но главное — она, как, видимо, считают в Саудовской Аравии, может и должна заставить США вмешаться в провоцируемый саудитами конфликт между суннитами и шиитами.
Власти Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, похоже, полагают, что в преддверии «войны» с Ираном США вынуждены будут предпринять ряд действий. Например, сократить собственный нефтяной экспорт, возможно — перекрыть нелегальные поставки нефти из Ирака и Сирии в Турцию и, что самое интересное — принять решение о пролонгации экономических санкций против разбушевавшегося Ирана, дабы не допустить выхода этой страны на мировые рынки со своей нефтью.
Словом, властям стран Персидского залива нужна не большая война с Ираном (которая, к слову, давно идет на самых разных локальных фронтах), а серьезный повод для того, чтобы Запад блокировал иранский экспорт углеводородов.
Фото Reuters