Подноготная у истории о закупке Украиной газа уже трёхмесячной давности, как ни странно. Впрочем, тогда на неё мало обратили внимания. А схема была очень простой и упиралась в кредиты – на Украине сейчас вообще всё упирается в них.
«Мы не покупаем газ у России, потому что мы покупаем газ в Европейском союзе дешевле, чем нам предложила Россия», – сказал Арсений Яценюк 10-го января.
На самом деле, цена газа здесь вообще не имеет значения, потому что Киев попросту обязался закупать газ у Европы. В конце сентября, когда одобрялся пакет кредитов на газ от ЕБРР и Всемирного банка (общей сложностью в 1,3 млрд долларов), в число условий вошла реализация так называемого «плана действий по преобразованию схемы управления «Нафтогазом»».
А одно из полезных и демократических преобразований заключалось в том, что Украина отказывалась покупать российский газ непосредственно у России, а должна была брать его же, но от «европейских друзей», которые, таким образом, сразу же возвращали себе свои кредиты, выданные на покупку газа. Украина же при этом ещё и оставалась должна.
Объясняя после одобрения кредитов чудеса этой газовой географии, Яценюк даже Третий энергопакет зачем-то припомнил, хотя, пакет не имеет отношения к данной ситуации, а Украина – не является частью Европы, на территории которой этот энергопакет имеет силу.
Условие это казалось настолько чудовищным, что даже министр энергетики Владимир Демчишин отказался подписать план «план действий по преобразованию». Возможно, помимо прочего, вспомнил, по какому обвинению в своё время села в тюрьму Тимошенко. Впрочем, в «команде профессионалов», как себя называет киевское правительство, такими вещами никого не смутить: они просто дождались, пока профильный министр Демчишин отбудет в одну из зарубежных командировок, и быстренько всем Кабмином утвердили документ, который 23 октября в Берлине был подписан и европейской стороной.
А теперь, когда все кредиты получены и кабальные договора подписаны, у Киева просто нет выбора, где газ покупать: на западной границе и только там – так велит подписанное соглашение. ЕБРР не хочет, чтобы его кредиты шли в Россию в виде оплаты за газ. Они выданные деньги себе возвращают сразу же, продавая всё тот же российский газ, – сугубо европейская практичность и деловая циничность в одном решении.
Помнится, в 90-ые годы разношёрстные кредиторы Россию примерно в таких же «ежовых рукавицах» держали.
Также себе в заслугу Яценюк ставит стабильное снижение потребление газа Украиной, хотя на деле это означает совсем другие вещи: что главный потребитель газа – промышленность страны – постепенно умирает, закрывают предприятия, снижаются мощности, целые отрасли идут под нож. И это заводы, для которых в 2015 году цены на газ были снижены: с апреля — на 19%, с мая — на 5,4%, с июня — на 3% и с октября, после вступления в силу закона Украины «О рынке природного газа», — на 12–15%.
О самом же законе «О рынке природного газа» довольно исчерпывающе высказался Виктор Медведчук:
«В угоду МВФ «реформаторы» приняли этот «европейский» закон «О рынке природного газа», в котором отсутствует норма, предусматривающая, что газ украинской добычи должен идти на потребности населения. И с октября 2015 года благодаря усилиям «реформаторов» дешевый отечественный газ народу недоступен. А для рядовых граждан цена на газ ни разу не была пересмотрена после того, как в апреле 2015 года она была поднята почти в семь раз».
Так что сельское население тоже вносит свой «вклад» в яценюковсквую «перемогу» по экономии газопотребления: переходит на дровяное отопление, что в XXI веке в стране, которая только-только «евроассоциировалась», – верх достижений.
Интересно, знают ли рядовые европейцы, что за счастье хоть бочком прислониться к их дружной семье украинцы переходят на дровяное отопление?
Фото Reuters
Аудио Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
Барыга Яценюк очень сильно подмешивает в природный газ иннерционный газ. Вроде горит, а не греет.