Действия Саудовской Аравии по дестабилизации нефтяного рынка привели к огромным потерям для российского бюджета, однако само Королевство, как выясняется, пострадало от этого не меньше.
До последнего времени всем казалось, что финансовые возможности Саудовской Аравии практически безграничны, и страна способна длительное время жить даже при самых низких ценах на нефть. Но это впечатление оказалось обманчивым. Падение нефтяных цен привело к образованию огромной дыры в бюджете Королевства. Так, в прошедшем 2015 году дефицит бюджета страны составил пугающую цифру в 21,6% ВВП или более $150 млрд. (подробнее: Саудовская Аравия катится к банкротству). Для латания бюджета власти страны воспользовались валютными резервами, которые к ноябрю 2015 года потеряли более $80 млрд. Еще около $70 млрд. было выведено из суверенных фондов. И хотя Эр-Рияд по-прежнему обладает на счетах и в различных высоколиквидных активах сотнями миллиардов долларов, по расчетам экспертов, эти запасы растают уже через 5 лет.
В этой связи Саудовская Аравия обратилась к экономии, практически незнакомому для ее жителей понятию. В России все уже давно привыкли, что бензин дорожает и при дешевой нефти, и при дорогой. А для жителей Королевства повышение цен на АЗС стало очень неприятным сюрпризом. Ожидается, что в течение 2016 года цены на бензин за счет сокращения субсидий вырастут на 67%, на ДТ — на 79%. С помощью подобной крайне непопулярной меры власти планируют сэкономить $7 млрд. в текущем году.
Однако этих мер окажется недостаточно, учитывая размер дефицита бюджета. Поэтому Эр-Рияд в 2016 году шокировал экономистов заявлением о готовящейся приватизации национальной нефтяной компании Saudi Aramco, о чем сообщил второй наследный принц Мухаммад бин Салман. Позже его слова были несколько смягчены уточнением, что приватизация коснется не самой компании, а ее дочерних структур, однако сути это не меняет.
Впрочем, ни приватизация госактивов, ни расходование резервов не смогут полностью закрыть бюджетные дыры. Не поможет этому и выход на долговой рынок. Единственным выходом в нынешних условиях является дальнейшее сокращение расходов. Однако здесь возникает другая проблема — население Королевства экономить не привыкло. Поэтому сокращение субсидий и прямых выплат может привести к росту социальной напряженности. Учитывая, что позиции династии Саудитов и без того достаточно шатки, протесты могут привести к падению нынешних властей и разделу страны.
Напомним, в 2015 году цены на нефть упали во многом благодаря действиям Саудовской Аравии, которая не пожелала снижать добычу, несмотря на позицию некоторых других стран-членов ОПЕК. Также Эр-Рияд отказался возвращать Ирану его квоту добычи. Учитывая снятия санкций с Тегерана и позицию Саудовской Аравии, мировая нефтедобыча в 2016 году существенно возрастет, что не будет способствовать повышению цен.
Снижением нефтяных цен саудовские власти пытались выдавить с рынка других производителей нефти (сланцевые проекты в США и проекты на арктическом шельфе в России) и нанести им непоправимый ущерб, полагая, что сложная экономическая ситуация приведет к массовым протестам (это касается уже нашей страны). Что касается Ирана, то здесь Саудовская Аравия не может уступить свою квоту по геополитическим соображениям, поскольку возврат будет воспринят как проявление слабости по отношению к принципиальному противнику.