Статьи

Снятие санкций с Ирана бьёт по России?

14h

Снятие санкций США и Евросоюза, о котором так долго говорил большинство, свершилось.

«Переговоры по ядерной тематике удались благодаря участию великого рахбара (верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи), при поддержке народа и всей политической системы страны, их успех можно назвать одной из золотых страниц в истории страны», – торжествовал, выступая перед депутатами меджлиса Исламской Республики Иран (ИРИ), президент Роухани. Еще бы, только размороженные иранские авуары в различных банках мира оцениваются в 100 миллиардов долларов.

Снятие санкций действительно позволяет говорить о том, что «настало время для новых усилий по улучшению экономики и качества жизни населения». Учитывая, что сегодня Иран тратит сотни миллионов долларов на поддержку хуситов Йемена и борьбу с ДАИШ («Исламское государство», запрещенная в России террористическая организация) в Сирии, доходы от экспорта, в том числе и нефти, лишними не будут.

«Ибо не ведают они, что творят»

В борьбе с ДАИШ Москва и Тегеран являются безусловными союзниками, что было неоднократно доказано после 30 сентября 2015 года. В том числе и разрешением Ирана на пролет крылатых ракет в воздушном пространстве страны.

Снятие санкций позволяет России возобновить полноценную программу военно-стратегического сотрудничества. В ближайшее время Иран начнет закупать современные комплексы ПВО, включая и сорванный санкциями контракт на поставку С-300. Также идут переговоры о совместной разработке и производстве истребителей.

«В области производства истребителей мы не будем осуществлять такое сотрудничество ни с одной страной, кроме России», — сказал еще в прошлом году министр обороны Ирана Хосейн Дехган. Речь идет о многомиллиардных контрактах, рассчитанных на долгие годы.

Аналогично обстоят дела и в других сферах сотрудничества. Стало известно, что уже в ближайшее время Россия и Иран подпишут первые контракты и в нефтегазовой сфере. Речь идет о проектах с суммарным объемом в 40 миллиардов долларов. Для его финансирования предполагается открытие совместного банка. В рамках этого проекта с сегодняшнего дня Россия сможет поставлять оборудование для нефте- и газодобычи.

И это лишь часть многочисленных совместных проектов, которые принесут дополнительные доходы именно России. И вовсе не от продажи нефти, а от реализации продукции с высокой добавленной стоимостью. Мало того, высокотехнологичные совместные проекты надолго привяжут Иран к России, как это уже произошло с ядерной программой Ирана: Россия получала и будет десятилетиями получать миллиарды долларов, обслуживая Бушерскую АЭС.

Так что утверждать, будто руководство Российской Федерации «не ведало, что творило», по меньшей мере наивно.

Критики политики России в отношении Ирана все время делали упор на том, что снятие санкций неизбежно приведет к обрушению цен на нефть. А так как «все знают, что Россия сидит на нефтяной игле», выход Ирана на нефтяные рынки приведет к краху российской экономики и весьма вероятному развалу государства.

Данное утверждение в корне ошибочно. Иран, находясь под санкциями, нефть продавал. Например, год назад, согласно докладу Международного энергетического агентства, Иран продавал в среднем 1,2 млн баррелей нефти в день. А министр нефти Исламской Республики Бижан Намдар неоднократно подчеркивал, что после снятия санкций страна вернет себе долю рынка объемом в 1 миллион баррелей в сутки, так как способна нарастить добычу на 500 тысяч баррелей в сутки сразу после отмены санкций. Если учесть, что ежедневно в мире добывают 95 миллионов баррелей нефти, доля ИРИ сегодня немногим более 1 процента.

Тем не менее, утверждать, что выход на рынок Ирана не окажет на него существенного влияния, совершенно неправильно. Например, котировки биржи Саудовской Аравии Tadawul рухнули на 6,5 % сразу после появления новостей об отмене санкций против Тегерана. Главный индикатор саудовской биржи Tadawul All-Share Index (TASI) опустился сразу на 300 позиций — до 5500 пунктов.

Точно так же упала и цена нефти 15 января. К примеру, нефть сорта West Texas Intermediate (WTI) в Нью-Йорке и марки Brent в Лондоне в пятницу рухнули ниже $30 за баррель, установив новый рекорд за 12 лет. Цена на нефть марки Brent снизилась на 3,4 %, или на $1, до $29,83 за баррель, контракты WTI с поставкой в феврале упали в цене на $1,58, или на 5,06 % -до $29,62 за баррель.

Это нормальная «паническая» реакция бирж — после резкого падения цены слегка приподнимутся. На этом биржевые спекулянты заработают очередные миллиарды долларов. А выход дополнительного полумиллиона баррелей иранской нефти в день влияние окажет минимально – в пределах 1,5-2 процентов. То есть, заявленные на продажу объемы уменьшат цену на нефть марки Brent в пределах 50-60 центов.

Согласитесь, говорить о том, что нефть Ирана похоронит экономику России смешно. Если, конечно, помнить о том, что за последние годы нефть потеряла в цене не полдоллара или доллар, а 100 долларов!

Не стоит ожидать и того, что Иран вдруг выбросит на рынок десятки миллионов баррелей уже добытой нефти. Как уже сказано выше, снятие санкции освобождает около 100 миллиардов долларов ранее замороженных авуаров. Так что никакой нужды в немедленных деньгах у Тегерана нет. Наоборот, Тегеран сам с удовольствием их тратит. Ярким примером является уже озвученный договор Ирана с Евросоюзом. За несколько часов до отмены санкций министр транспорта Ирана сообщил о заключении контракта с европейским консорциумом Airbus о покупке 114 новых пассажирских авиалайнеров. Даже по самым скромным подсчетам, сумма сделки в разы превышает всю прибыль, которую Иран может получить от продажи дополнительных объемов своей нефти в течение года (2,5 млрд долларов в текущих ценах при себестоимости 14 долларов).

Так что нет – дополнительные объемы нефти из Ирана ничего в России не обрушат. Как и не окажут существенного влияния на доходы Тегерана. А вот возобновление полномасштабного сотрудничества России и Ирана принесет бюджету России миллиарды долларов. Уже приносит, если вспомнить, что именно в Россию вывезены наработанные Ираном радиоактивные материалы.

Здесь необходимо уточнить еще один ключевой момент, о котором не говорят. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по иранской ядерной программе вовсе не отменяет санкции против Ирана – так пишут лишь для простоты. Вот что рассказал DW германский эксперт Оливер Майер:

«В день, когда документ вступает в силу, перестают действовать торговые и финансовые санкции против Ирана. Полностью отменяются только штрафные меры, введенные ООН в связи с ядерной программой Тегерана. Что же касается санкций Евросоюза и США, то они лишь приостанавливают свое действие. Самое позднее через восемь лет должен наступить день, когда наконец отменится действие всех санкций».

Мало того, США оставили в силе так называемые «первостепенные санкции», включающие в себя запрет на деловые контакты с ИРИ всех физических и юридических лиц США. Продолжает действовать и внутреннее эмбарго США на торговлю с ИРИ.

Иначе говоря, санкции в полной мере и в прежних размерах могут быть введены в любой момент. И как все прекрасно понимают, ни США, ни Израиль, ни многие соседи Ирана по ту сторону пролива, ни ЕС вовсе не поменяли свое отношение к Тегерану и не воспылали к нему неожиданной любовью. И противостояние, носящее сегодня в регионе вооруженный характер, не прекратится после приостановки санкций.

В этих условиях Тегерану как воздух нужны друзья и союзники. И Россия в обозримой перспективе не просто является таковым – это главный стратегический партнер Исламской Республики Иран. Поэтому никаких финансовых убытков от выхода на мировой рынок дополнительных объемов нефти Россия не понесет – Тегеран все с лихвой компенсирует.

Да что там говорить – уже возмещает, не просто поддерживая и защищая интересы России на Ближнем Востоке, но и участвуя в совместной защите законного сирийского правительства и уничтожении террористов ДАИШ.

Источник

 

Фото и аудио Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.