Украина готовится к войне. Это очевидно, и многие признаки говорят о том, что переформирование Вооруженных сил Украины (ВСУ) производится согласно некоему далеко идущему плану. Сами генералы и руководство режима говорят о сроках 3-5 лет, после которых их Вооруженные силы приобретут новый облик и смогут выполнять новые задачи.
Попытаемся в них разобраться.
На ежегодной встрече с высшим командным составом Вооруженных сил Украины, приуроченной к их профессиональному празднику, «Дню защитника Отечества», президент Украины Петр Порошенко заявил:
Мы увеличили реальную, а не бумажную численность вооруженных сил Украины, создали группировки войск, которые обеспечивают прикрытие всех потенциально опасных направлений, в том числе со стороны Крыма и непризнанного Приднестровья.
Порошенко Пётр Алексеевич
Это заявление интересно с многих позиций, но именно оно и заставило меня более подробно присмотреться к новой военной доктрине Украины и, как ее следствие, построению ее новых вооруженных сил.
Уроки войны в Донбассе
Для понимания внутренних трансформаций украинской армии следует вернуться немного назад. Когда в марте 2014 года «временный» президент Украины Александр Турчинов объявил «поход на восток» (Drang nach Osten), украинская вооруженная сила к этому была не готова. Не готова технически и… географически. Дело в том, что систему военных городков страна получила в наследство от СССР и большая часть регулярных войск находилась на правом берегу Днепра или в его непосредственной близости. На Донбассе регулярной армии не было. Ближайшей бригадой была 92-я механизированная базирующаяся южнее Харькова.
А потому для всех Вооруженных сил Украины поход на Донбасс стал довольно серьезным испытанием, которое они не выдержали. Это заставило украинских «патриотов» обвинить президента Януковича в преднамеренном развале армии. Они правы, армию преднамеренно разваливали. Но виноват в этом был не Янукович.
Согласно принятой концепции построения ВСУ (в 2009 году), после 2012 года вооруженные силы украинской армии должны были состоять из трех корпусов:
8 АК: 1 танковая, 1 механизированная, 1 аэромобильная, 1 артиллерийская бригады.
6 АК: 2 механизированные, 1 лёгкая, 1 аэромобильная, 1 артиллерийская бригады.
13 АК: 2 механизированные, 1 лёгкая, 1 аэромобильная, 1 артиллерийская бригады.
Легкая «бригада» — это аналог американской «легкой пехоты».
Именно под эту штатную структуру при президенте Викторе Януковиче расформировывалась 17-я танковая бригада, чьи танки должны были быть распроданы (начиная с Конго). И как мы понимаем, задумано это все было во времена Виктора Ющенко, а потому все претензии украинских «патриотов» к четвертому президенту Украины чистые эмоции и ничем не обоснованы.
«Развал» украинской армии был запланирован давно, еще третьим украинским президентом. Просто тогда у страны была совсем иная военная доктрина. Вашингтон не планировал использовать вооруженные силы Украины против России ввиду отказа последней поддержать военную авантюру Михаила Саакашвили в 2008 году. А так как американцы просто так ни за что не платят, то и было принято решение окончательно уничтожить ненужный и очень обременительный для загнивающей экономики Украины «балласт».
Но события начали развиваться по иному сценарию. Что сразу же изменило и украинскую армию и военную доктрину государства.
События 2014 года развивались стремительно. Первоначально всю наличную военную силу было решено развернуть вдоль российско-украинской границы и помешать «вторжению», которого так и не случилось.
И судя по всему не планировалось (по крайней мере с российской стороны, но которое очень желали за океаном).
Затем, армию Украины в нарушение всех норм Конституции начали втягивать в военное противостояние с «ополчившимися» на Киев жителями Донбасса. И началась первая фаза гражданской войны на Украине: вторжению (бред то какой) ее вооруженных сил на свою собственную территорию, которая отказала в подчинении незаконно захваченной власти.
ВСУ не могли опереться ни на один из существующих военных городков или базу снабжения для сосредоточения и развертывания. Все это усугублялось катастрофическим состоянием техники и недостатком снаряжения. В результате каждая бригада проводила мобилизацию очень медленно и высылала на фронт наспех сбитые части (обычно побатальонно или в составе сформированных по американскому образцу батальонно — тактических групп). Это часто приводило к тому, что части одной и той же бригады воевали далеко друг от друга, что привело к путанице в управлении и во многом предопределило итоги кампании.
Кстати, в армии США сейчас реализуется концепция развертывания полевой армии из модульных подразделений. В составе ВС США есть более сотни бригад (тяжелых, легких, «страйкер», артиллерийских, тыловых). И существуют отдельные штабы: дивизий, корпусов, армий. Во время возникновения конфликта армия США должна разворачиваться фактически по тому же принципу, что и армия Украины в донецкую кампанию 2014 года (только «пазлы» крупнее). Фактически «модули», будущих корпусов не будут иметь чувства локтя и слаженности действий. Принцип рационализма в армии США победил воинский дух и традиции (подробно об армии США, о причинах побудивших американских военных так поступить и последствиях, уже пишется целый цикл статей, где будет подробно все описано).
Украинская армия, потерпев разгром, решила вернуться в тактике использования целых бригад в полном составе и в составе «секторов» (корпусов). То есть, отдельные участки фронта держат подразделения, приписанные к одному оперативному командованию (по пока еще до конца не реализованная идея), с которыми за время службы было организовано достаточно много горизонтальных связей (принцип производства офицеров на вакансии внутри своей бригады).
Настоящая перестройка армии началась после летнего разгрома в 2014 году. Уже с конца года украинская армия как на фронте, так и в тылу вступила в период трансформаций, который еще не окончен. Перестройка коснулась не только военной доктрины, но и технической оснащенности и концепции применения войск. От американской тактики отдельных тактических групп окончательно отказались и вернулись к принципу ведения боевых действий в составе постоянно действующих подразделений: бригад, корпусов.
Дислокация войск
Я опускаю без комментария уже ставший общеизвестным факт о том, что самым вероятным противником в новой военной доктрине Украины названа армия РФ. Очевидно, что другого от нынешней киевской власти ожидать не приходится. Обратим свое внимание, как эта доктрина реализовывается на практике и к каким изменениям внутри вооруженных сил государства привела.
Если посмотреть фактам в глаза, то видно, что новая военная доктрина Украины, провозглашенная в конце 2015 года, начала реализовываться намного раньше. Все трансформации ВСУ, произведенные с конца 2014 года полностью отвечают документу, подготовленному в начале сентября 2015 года и принятому Верховной Радой Украины в конце года.
Если присмотреться внимательно, то места постоянной дислокации новых бригад ВСУ выбраны абсолютно не случайно и … не имеют к войне на Донбассе никакого отношения. Вот перечень основных бригад ВСУ на конец 2015 года. Для удобства и лучшего понимания я их сразу разбросаю по «оперативным командованиям» (выделены шрифтом части нового формирования, развернутые после летней кампании 2014 года):
Оперативное командование «Север»:
1-я отдельная танковая бригада, пгт. Гончаровское Черниговская обл.;
14-я отдельная механизированная бригада, (на базе расформированной 51-й отдельной механизированной бригады) г. Владимир-Волынский Волынская обл.;
30-я отдельная механизированная бригада, г. Новоград-Волынский Житомирская обл.;
72-я отдельная механизированная бригада, г. Белая Церковь Киевская обл;
26-я артиллерийская бригада — г. Бердичев;
43-я отдельная артиллерийская бригада (с. Девички Киевской области) Возможно использование с частями ОК «Восток».
95-я отдельная аэромобильная бригада — г. Житомир;
Оперативное командование «Восток»:
17-я отдельная танковая бригада, г. Кривой Рог Днепропетровская обл.;
53-я отдельная механизированная бригада, г. Северодонецк Луганской обл.
54-я отдельная механизированная бригада, г. Артемовск Донецкой обл.
56-я отдельная мотопехотная бригада, с. Мирное, Запорожская область.
58-я отдельная мотопехотная бригада, г. Конотоп Сумской области.
92-я отдельная механизированная бригада, с. Клугино-Башкировка Харьковская обл.;
93-я отдельная механизированная бригада, пгт. Черкасское Днепропетровская обл.;
27-я реактивная артиллерийская бригада — г. Сумы.
55-я артиллерийская бригада — г. Запорожье;
107-й полк реактивной артиллерии — г. Кременчуг,
25-я отдельная аэромобильная бригада — пгт. Гвардейское, Днепропетровская обл.;
81-я воздушно-штурмовая бригада — г. Константиновка, Донецкая обл.;
Оперативное командование «Юг»:
28-я отдельная механизированная бригада, пгт. Черноморское Одесская обл.;
57-я отдельная мотопехотная бригада, г. Кировоград.
59-я отдельная мотопехотная бригада, г. Гайсин Винницкой области (управление, штаб), г. Котовск Одесской области (2 батальона);
40-я отдельная артиллерийская бригада (г. Первомайск, Николаевская обл.)
79-я отдельная аэромобильная бригада — г. Николаев (управление, штаб), Болград;
Оперативное командование «Запад»:
10-я горно-штурмовая бригада, г. Коломыя Ивано-Франковская обл. (управление, штаб), с. Ценжев Ивано-Франковская обл;
24-я отдельная механизированная бригада, г. Яворов Львовская обл.;
128-я отдельная механизированная бригада, г. Мукачево Закарпатская обл.;
44-я артиллерийская бригада — Львовская обл.
15-й полк реактивной артиллерии — г. Дрогобыч;
80-я отдельная аэромобильная бригада — г. Львов (управление, штаб), Черновцы;
Итак, мы видим, что бывшие три корпуса, преобразованы в четыре командования. Каждое из них против своего персонального противника:
ОК «Север» — Белоруссия;
ОК «Запад» — Польша, Венгрия, Румыния
ОК «Юг» — Приднестровье
ОК «Восток» — Россия.
При этом в зону ответственности ОК «Восток» попадает и крымский перешеек, что в данной концепции совершенно логично.
Каждое командование фактически тот же корпус (кроме ОК «Восток»), в состав которых теперь входит три механизированные бригады, артиллерийская бригада и полк реактивной артиллерии и батальон разведки.
Плюс зенитные части и части обеспечения, но мы их пока оставим за рамками рассмотрения в виду малой их значимости в возможном будущем конфликте.
На наиболее опасных с точки зрения Киева направлениях развернуты по одной танковой бригаде. 17-я танковая бригада дислоцируется в ОК «Восток» и может быть использована как против юга России, Крыма, так и против Приднестровья, 1-я очень быстро может укрепить оборону корпуса действующего против центра России и Белоруссии.
В добавок, в зоне ответственности каждого корпуса мы видим одну бригаду «быстрого реагирования», которые уже давно никакие ни аэромобильные, а чем-то напоминают (по концепции) американские бригады «Страйкер» (мобильные ударные подразделения, для прикрытия флангов, рейдов по тылам, прикрытия развертывания основных сил).
Что мы видим по итогу. Более всего новых бригад сформировано против России и Приднестровья. С учетом Белоруссии, против вооруженных сил в том или ином виде числящиеся союзниками России, развернуто 4/5 вооруженной силы Украины. Новые части развертывались именно исходя из тогда еще не принятой военной доктрины. Нет здесь случайности, все продумано и преследует далеко идущие цели.
Не для войны в Донбассе. Вернее, не только для войны в Донбассе. А потому далее мы будем рассматривать построение вооруженных сил Украины исходя из некоторых «будущих», послевоенных, соображений.
ОК «Восток», как мы видим, будет включать в свой состав целых два корпуса.
Один должен прикрывать Сумскую и Харьковскую область (58, 92 и 93-я бригады и 25-я аэромобильная). 43-я артиллерийская бригада формально находится на территории ОК «Север», но ее расположение идеально для развертывания в составе корпуса ОК «Восток». 27-я реактивная бригада (Сумская) видимо очень скоро будет разделена на два полка. Один останется в Сумах, а второй будет развернут для поддержки частей ОК «Север». Месторасположения бригады очень неудобно, но по финансовым соображениям пока никто ничего менять не будет.
Второй корпус должен прикрывать Донбасс и крымское направление (53, 54, 56-я бригады и 81 воздушно-штурмовая). Все это новые части. Артиллерийскую группировку корпуса составят 55-я артиллерийская бригада и 107 реактивный полк.
Хуже всего на сегодня обстоят дела с направлением «Юг». Изначально на данной территории базировались только 28-я механизированная и 79-я аэромобильные бригады. А потому, чтобы довести силы командования до «штата», в Кировограде (57-я) была сформирована одна, а в районе южнее Винницы (59-я) и севера Одесской области вторая (пока) мотопехотные бригады. 40-я артиллерийская бригада будет базироваться на г. Первомайск, Николаевской области, а реактивный полк видимо пока формировать не из чего, но в планах он, безусловно, есть. В случае необходимости корпус может быть усилен 17-ой танковой криворожской бригадой.
Вообще, очень похоже, что танковые, как и 19-я ракетная бригады являются неким резервом главного командования, которые могут быть переданы частично или в полном составе для усиления того или иного направления.
Оперативное командование «Запад» по мнению Киева было пересыщено частями, а потому вновь сформированную 14-ю механизированную бригаду передали в ОК «Север», оставив себе в качестве костяка 24-ю и 128-ю бригады и включив в состав «западного» корпуса новую 10-ю горную бригаду. Артиллерию корпуса составит 44-я артиллерийская бригада и 15-ый полк реактивной артиллерии.
ОК «Север» прикрывает столицу и контролирует границу с Белоруссией. Фактически опасных направлений всего два. Со стороны Бреста, где стоит 14-я механизированная бригада и по границе Черниговской области, которую должны прикрывать «части киевского гарнизона»: 72-я и 30-я механизированные бригады, 26-я артиллерийская бригада. Реактивное «усиление», вероятнее всего корпус получит из Сум, тем более, что основной театр возможных военных действий «северного» корпуса будет в районе Черниговской и Сумской областей. Собственно гарнизон столицы должен состоять из частей центрального подчинения: 1-ого президентского полка и 101-ой бригады охраны Генерального штаба МО.
Силы специальных операций. Создаются на базе 3-го и 8-го полков специального назначения ГУР ГШ.
В общем мы видим, что киевский режим строит новую армию. Численность полевой армии будет увеличена практически вдвое (гаубичная артиллерия более чем вдвое). С учетом озвученных сроков реализации реформ в армии (три – пять лет) и текущих событий, мало вероятно, что ВСУ готова к реальным боевым действиям прямо сегодня. Наоборот, любая война сегодня это отложенная реализации планов на будущее.
Уж не поэтому ли Вашингтон так «полюбил» минские соглашения и пытается выторговать у Москвы для Киева передышку?
Судя по всему, по главному замыслу эта армия должна быть готова нанести один, но мощный удар для сокрушения Вооруженных сил Новороссии (ВСН) или для втягивания в войну регулярных сил ВС РФ, которым она никогда не сможет противостоять, но введение которых на территорию Донбасса или Украины будет обозначать геополитическую победу США, на фоне полного разгрома и уничтожении «Украины не России».
Как и какими силами они пытаются этого достигнуть, будет рассказано во второй части статьи, посвященной тактическому построению (согласно новой доктрины) и техническим возможностям «будущих» вооруженных сил Украины.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня