В среду, 20 января, департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) ООН обнародовал доклад «Экономическая ситуация в мире и ее перспективы». Из него следует, что будущее России выглядит неплохо. Уровень инфляции в РФ по итогам 2016 года составит 10,5%, а в 2017 году сократится до 7,1%, при этом ВВП в ближайшие два года вырастет с нулевого до 1,2%.
Эксперты ООН считают, что такой подъем станет возможным благодаря росту глобальной экономики. По их оценкам, в 2016 году общемировой ВВП увеличится на 2,9%, в 2017 году — на 3,2%.
Кроме того, доклад ООН фактически предсказывает, что цены на нефть будут расти. Ожидаемое восстановление, пишут они, связано с «предположением, что давление на цены на сырьевые товары в сторону понижения ослабнет, и это поощрит новые инвестиции и будет содействовать росту — в частности, в странах, зависимых от сырьевого сектора».
При этом экономисты отмечают, что краткосрочный прогноз состояния мировой экономики «по-прежнему зависит от ряда геополитических трений и рисков», которые включают конфликты в Афганистане, Ираке, Сирийской Арабской Республике, Украине и Йемене, а также кризис с беженцами.
Еще один позитивный для России момент заключается в том, что ООН пытается давить на США с целью скорректировать политику Федеральной резервной системы (ФРС). В ДЭСВ полагают, что планы ФРС по повышению ключевой ставки, которая в течение семи лет поддерживалась «практически на нулевом уровне», могут привести «к значительным побочным эффектам». В том числе — усугубить отток капитала из развивающихся экономик и ужесточить финансовые условия во всем мире, чего, по мнению ООН, следует избегать.
В своем докладе ДЭСВ даже «замахнулся на святое» — раскритиковал американский проект Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). Как отмечено в документе, рост числа региональных торговых соглашений несет «неблагоприятные последствия».
«Транс-Тихоокеанское партнерство является первым завершенным крупным соглашением и создает рынок из 800 миллионов человек с более чем 40% от мирового валового продукта. Страны, которые не являются членами ТТП, могут понести убытки от перенаправления торговли и инвестиций», — говорится в докладе.
В целом, исследование ООН производит впечатление светлого пятна на фоне пессимистичных прогнозов относительно цен на нефть, торможения Китая, и нарастания проблем в развивающихся странах.
Что стоит за докладом ДЭСВ ООН, можно ли ему верить?
— Департамент ООН — организация далеко не самая сведущая в вопросах мировой экономики, и вряд ли ей следовало заниматься прогнозированием, — считает бывший председатель Верховного Совета России, заведующий кафедрой мировой экономики Российской академии им. Г.В.Плеханова Руслан Хасбулатов. — На деле, российская экономика связана с глобальным хозяйством только торговлей сырьем: нефтью, газом, лесом, металлами. Да, мы еще поставляем на мировой рынок вооружения, но этот сектор экономики является совершенно обособленным и регулируется особым образом, а потому на общую картину не влияет.
Эта однобокая связь РФ с глобальной экономикой имеет к тому же специфический характер. Из-за этого рост или спад в мировой экономике на нас зачастую влияет в одном направлении — ухудшения нашей экономической ситуации.
Поэтому я бы не стал, вслед за ДЭСВ ООН, считать, что если мировая экономика будет расти, экономика РФ автоматически продемонстрирует положительную динамику. На мой взгляд, это неверно — методологически и теоретически.
Напомню: в 2014—2015 годах мировая экономика росла, и только считанные государства имели спад ВВП — в том числе, Россия и наши ближайшие партнеры по Евразийскому экономическому союзу.
Именно поэтому вряд ли стоит ориентироваться на прогноз ДЭСВ ООН.
— Как, по-вашему, выглядит текущая ситуация в экономике России?
— У нас, к сожалению, продолжается бегство капитала из страны. И надо понимать: это бежит не иностранный капитал, а капиталы российских предпринимателей. Получается, граждане РФ, которые могли бы вложить свои средства в отечественную экономику, и помочь вывести ее из кризиса, предпочитают размещать активы за границей. Никакие барьеры не мешают им это делать, хотя многие экономисты говорят, что необходимо ввести ограничения на свободное перемещение капиталов.
Да, правительственные аналитики радуются, что бегство капитала замедлилось. 18 января Банк России дал первые оценки цифр платежного баланса за 2015 год. Из них следует, что в 2015 году этот показатель составил $ 56,9 млрд. Это намного лучше, чем было год назад ($ 153 млрд.), и заметно лучше прогноза Минэкономики ($ 62 млрд.).
Я же смеюсь вместе с моими студентами: может быть, в стране банально не осталось, что можно вывезти?!
Но самое скверное, на мой взгляд, что у кабмина нет плана вывода России из этой ситуации. То, что озвучивают руководители экономического блока, меньше всего похоже на серьезные конструктивные предложения. По сути, каждый раз мы слышим заверения, что все хорошо: российская экономика якобы нащупала «дно», и вот-вот начнет «всплывать».
Словом, я не вижу оснований для оптимизма. Да, зачастую оценки международных организаций состояния российской экономики оказываются более правдивыми, чем оценки наших правительственных кругов. Но случай с прогнозом ДЭСВ ООН — явно не из этого ряда.
— В своем докладе ООН критикует политику ФРС США за риск «значительных побочных эффектов». Американский регулятор прислушается к этому мнению?
— Я считаю, грубо говоря, регулятору наплевать на мнения других игроков — ФРС всегда действует только с позиций Соединенных Штатов, исходя из соображений внутренней конъюнктуры и интересов американской экономики. И надо понимать: для этого у Федрезерва есть все необходимые инструменты — начиная от подконтрольных мировых финансовых институтов, и заканчивая возможностью неограниченно вбрасывать доллары в глобальную экономику.
Именно поэтому коррекция ФРС ключевой ставки всегда имеет огромное международное значение. Но американский регулятор, повторюсь, никогда не ориентируется на других — это регуляторы других стран ориентируются на действия Федрезерва.
Сегодня политика ФРС способствует тому, что в Америку стекаются капиталы со всего мира. Считается — и не случайно, — что именно экономика США является наиболее стабильно развивающейся частью глобального хозяйства.
Это, кстати, не новость — так было всегда. В период, когда американская экономика развивалась сильными, устойчивыми темпами, туда всегда стекались капиталы. И только когда у США возникают трудности, капиталы устремляются в другие страны, где можно получить больше прибыли — в Бразилию, Китай, реже в Европу или Японию.
— Доклад ООН фактически предсказывает рост нефтяных цен. Что на деле будет с котировками?
— Меня бесконечные предположения руководителей нашего экономического блока по поводу нефтяных цен раздражают. Все они ждут повышения цен, но что это значит? Что они мечтают о возвращении эпохи, когда в страну приходили дармовые деньги. Да, последние 15 лет нас обогащала нефть, но нефть — это деньги, которые получают без реальных затрат труда. Чтобы пробурить скважину, и качать оттуда нефть и газ, не нужно иметь семи пядей во лбу.
Кстати, нынешняя цена нефти — $ 28 за баррель — это очень хорошая цена. Если бы в период, когда я был председателем Верховного Совета России, цена нефти была хотя бы $ 20 за баррель — не было бы расстрела парламента. Думаю, тогда мы бы сумели вытащить страну из кризиса. Но не сложилось — ведь нефть стоила всего $ 10 за баррель!
Поэтому сегодня надо не мечтать, не гадать, какими будут цены на нефть, а заниматься производством. И если в этом направлении и дальше ничего не будет делаться, руководству страны впору задуматься о реорганизации действующего правительства…
— Прогноз ООН, на фоне негативных прогнозов Всемирного банка и МВФ, действительно выглядит вполне оптимистичным, — отмечает бывший министр экономики, научный руководитель Национального исследовательского Университета — Высшая школа экономики Евгений Ясин. — Но разделить этот оптимизм я не готов.
В глобальном хозяйстве локомотивом роста все еще выступает Китай. Но мировая экономика, на мой взгляд, будет расти куда более скромными темпами, чем считает ДЭСВ ООН. Так, в 2016 году рост экономики США, скорее всего, составит 2,5%, ЕС — менее 1,5%.
В России в 2016 году роста не просто не ожидается — речь идет о спаде ВВП примерно на 1%. И что дальше будет с нашей экономикой, сейчас, думается, никто точно предсказать не сможет…
Фото Коммерсантъ