Молдова охвачена акциями протеста. «Отличники» евроинтеграции начали понимать, что идут куда-то не туда и, похоже, намерены радикально сменить курс. В одной из самых «проевропейских» в недалеком прошлом постсоветских стран просто рухнули рейтинги «европейского» вектора и «проевропейского» правительства. Когда «европейское счастье» было уже почти в руках, граждане Молдовы поняли, что не так уж и сильно туда хотят. Как такое могло произойти?
Молдаване — народ с загадочной историей. Если относительно большинства европейских этносов, за редким исключением, можно сказать, от кого и когда они примерно произошли, то с молдаванами и румынами все гораздо сложнее. Большинство ученых склоняется к тому, что они — результат симбиоза славян с неким романоязычным народом — то ли местным, то ли пришедшим с Юга, с Балкан. Славянское и романское наследие сплелось в этих народах достаточно причудливо. Языки — романской группы, но подвергнувшиеся сильному славянскому влиянию на системном уровне. Культура — ближе к местным славянским народам, чем к французам или итальянцам… В Средние века Молдавия сначала была частью Руси (Росовлахия), потом побывала под властью ряда соседних государств. Но по мере образования российского государства — к нему сознательно тянулась. Правда, несколько столетий этим устремлениям мешали турки. Однако в конце XVIII века Молдавия оказалась под российским протекторатом, а в XIX-м вошла в состав Российской империи. Уже в XVII-XVIII веках ученые отмечали определенные различия между предками румын и молдаван. В XIX же веке, в отличие от российской на тот момент Молдавии, Румыния стала на «европейские рельсы». А в 1918 году румыны, пользуясь слабостью советской России, оккупировали своих «старших братьев» молдаван (Молдавия как страна и молдаване как этнос — гораздо древнее румын). Румыны, кстати, присоединенным братьям помогать не торопились, скорее, наоборот. Молдавию превращали в слаборазвитую окраину. В 1930 году неграмотными там было 72% населения!
В 1940 году СССР возвращает себе Молдавию и Южную Бессарабию. На этих территориях начинается стремительное образовательное и промышленное развитие, год спустя прерванное войной. Оккупировавшие Молдавию румыны и их немецкие союзники молдаван жалеть не собирались. За время войны погибли сотни тысяч представителей молдавского народа, была уничтожена почти половина жилого фонда. В оккупированной республике действовало достаточно мощное подпольное партизанское движение, представители которого вступили в бои с немцами и румынами уже летом 1941 года. Всего за годы войны ими было уничтожено около 27 тысяч живой силы противника, 133 единицы бронетехники, 60 орудий, сбито 20 самолетов, пущено под откос более 300 военных эшелонов, что весьма немало для маленькой республики.
После войны союзное руководство постаралось отблагодарить Молдавию за борьбу с оккупантами и компенсировать ей нанесенный врагом ущерб. В экономику республики были влиты огромные деньги. Из разоренного сельскохозяйственного края Молдавия достаточно быстро превратилась в индустриально-аграрную республику с хоть и небольшим, но преобладанием промышленности над аграрным производством. К 1990 году доля промышленности в экономики Молдавии была уже 37%, сельского хозяйства — 36%. За послевоенные годы в маленькой республике было построено 162 крупных промышленных предприятия. А в сфере легкой и пищевой промышленности Молдавия стала одним из союзных лидеров. В Кишиневе можно было приобрести многое, что было проблематично достать в УССР или БССР. Электроэнергии производилось столько, что Молдавия часть ее экспортировала в Болгарию и Румынию…
Но на фоне центробежных процессов в СССР, в конце 1980-х в Молдавии сформировалось сильное прорумынское и прозападное националистическое движение. В 1989 году молдавский язык становится единственным государственным, в 1990 году республика меняет название, а в 1991-м — выходит из состава СССР. К власти в молодом государстве приходят националисты. Начинается кровопролитие в многонациональном Приднестровье, не пожелавшем жить под властью националистов. А, кроме того, — проблемы с Гагаузией. В итоге конфликт с Приднестровьем был заморожен, с Гагаузией -удалось договориться. Казалось бы — все для «евросчастья» есть. Братья-румыны, Европа под боком, рыночная экономика. Живи — не хочу. Но как-то не складывалось. Экономика стала валиться на глазах, да так стремительно, что в 2001 году к власти пришли, одержав победу с небольшим перевесом, выступавшие под левыми и пророссийскими лозунгами коммунисты. Появилась надежда на восстановление, но ей не суждено было сбыться. Коммунисты заняли жесткую позицию по Приднестровью и еще ряду принципиальных вопросов, отношения Москвы и Кишинева на глазах становились все холоднее и холоднее. Коммунисты попытались вести умеренно прозападную политику, подобную знаменитой «кучмовской многовекторности», но из этого не получилось ничего хорошего. В 2009 году в стране начались инициированные радикально прозападными силами беспорядки, чуть позже коммунисты проиграли выборы и ушли из власти. Страна полностью перешла под контроль группы прозападных либеральных сил (ЛДПМ, ЛПМ, ДПМ), улучшивших свой результат на выборах 2010 года и фактически по сей день находящихся при власти. Вот только эта власть теперь, похоже, подходит к концу, вместе с европейскими устремлениями граждан Молдовы…
С точки зрения среднестатистического «проевропейца», власть либералов была весьма успешной и эффективной.
Молдова значительно раньше Украины — в конце 2013 года — подписала соглашение об ассоциации с ЕС и, соответственно, создании зоны свободной торговли с Европой.
А уже в апреле 2014 года для Молдовы была реализована «голубая мечта» любого евроукраинца — введение безвизового режима с ЕС. Правда, все, кто хотел, уже давно получили согласно румынскому законодательству европаспорты и так ездили по всей Европе без виз, но это же мелочи, главное — официальное признание!
Но что-то опять пошло не так. Несмотря на евроассоциацию и безвизовый режим, социологи предсказывали на парламентских выборах в ноябре 2014 года победу, правда, с небольшим перевесом, сил, которые принято называть «пророссийскими» (на самом деле фактически — промолдавских, выступающих за отказ от внешнего западного диктата и за евразийскую интеграцию). Но «демократические» власти проводят блестящую «предвыборную кампанию», которой позавидовал бы любой латиноамериканский диктатор!
Буквально за пару дней до выборов с них снимается один из лидеров — оппозиционная партия «Patria» популярного политика Ренато Усатого, которого многие называют «пророссийским». Причем снимается она практических без каких-либо весомых причин.
Кроме того, в выборах участвует сразу несколько партий-спойлеров с названиями, похожими на названиями популярных левых и «проевразийских» политических сил, некоторые из которых по факту лишь немного не дотягивают до проходного барьера и оттягивают огромное количество голосов кандидатов.
В результате «проевропейские» силы, сугубо формально с минимальным перевесом выборы выигрывают. Но перевес настолько мал, что не дает им создать в парламенте устойчивое большинство!
В чем были причины падения популярности прозападного вектора уже тогда?
Возможно, в том, что Молдова из развитого индустриально-аграрного государства превратилась в аграрную страну с соотношением АПК к промышленности 22 к 17%? Или в огромное внешнем долге? Или в отрицательном торговом сальдо? Или в том, что Молдова стала по всем без исключения показателям самой бедной на тот момент страной Европы?
Но и это для либералов были только «цветочки». Ягодки начинаются сейчас.
Уже осенью 2015, согласно результатам соцопросов, если учитывать всех принявших участие в интервью, то проходной барьер в парламент преодолевали только оппозиционные Партия социалистов и «Наша партия» — новый проект Ренато Усатого. Если же считать только тех, кто определился со своим выбором, то «Наша партия» набрала бы 23%, социалисты — 21%, Европейская народная партия и коммунисты — примерно по 10%, либералы -9%, либеральные демократы, платформа «Достоинство и правда» и демократы — примерно по 7%. Получается, что «НП», социалисты и коммунисты могли бы уверенно сформировать парламентское большинство!
Но сейчас результаты стали еще более любопытными! Согласно результатам опроса, обнародованным в январе 2016 года, шанс преодолеть проходной барьер в парламент имеют 5 политических сил: социалисты (17%), «Наша партия» (15%), правая оппозиционная «Достоинство и правда» (9%), Европейская народная партия и демократы — примерно по 6%. Получается, если бы выборы состоялись сегодня, то две основные оппозиционные партии, которые принято называть «пророссийскими», заняли бы примерно 2/3 мест в парламенте и сформировали абсолютное большинство! И это, притом, что пять лет назад у либералов было полное преимущество, а всего год назад силы находившихся при власти либералов и оппозиции были примерно равны! Что же так резко поменяло настроения граждан Молдовы за последние год-полтора?
Ну, как минимум, «выдающиеся» результаты Евроассоциации. Уже в первые месяцы 2015 года экспорт из Молдавии в целом рухнул более, чем на 16%. Это, конечно, не столь катастрофические показатели, как у соседней Украины, но тоже — очень болезненно и неприятно. Экспорт в страны СНГ упал сразу на 41%, экспорт же в ЕС «вырос» всего на 0,5%… Но и тут есть маленькая хитрость. Ученые экономистыутверждают, что экспорт в Европу из Молдавии на самом деле не вырос, а сократился почти на 7%. А даже крошечный рост имитируется при помощи реэкспортных схем!
По отношению же к импорту из стран Евросоюза молдавский экспорт снизился сразу в 3,2 раза!
ВВП Молдовы в третьем квартале 2015 года упал на целых 4%…
От ассоциацию, которую официальный Кишинев выдает за свое великое достижение, выиграли исключительно европейцы… Народ Молдовы же нищает на глазах.
Но это только часть проблемы. Есть еще одна важнейшая составляющая — коррупция.
За несколько дней до выборов 2014 года молдавские государственные банки выдали неизвестным получателям кредитов на 1 миллиард долларов. Для понимания трагичности ситуации — номинальный годовой ВВП Молдовы — около 8 миллиардов, годовой бюджет — около 1,5 миллиарда… Деньги были выведены в офшоры и испарились. Власти же, без одобрения которых этого сделать было невозможно, возмещение пропажи стали перекладывать на плечи налогоплательщиков… Запад, ставленники которого, собственно, находились при власти и, судя по всему, миллиард долларов и «распилили», предпочел на произошедшее активно не реагировать…
Однако скандалы следовали один за другим. В публичном пространстве стали всплывать записи переговоров ведущих политиков Молдовы о взятках и откатах…
Видя, что Запад не желает осаживать своих миньонов и вместо помощи обирает Молдову, люди поняли, что «идеальная Европа» была чистой воды химерой. И если еще несколько лет назад «проевропейских» взглядов в стране придерживалось около 70% населения, то сегодня -не более (а может и менее) 30%. Около 90% не доверяют конкретно действующей власти.
В общем, как говорили классики: «Верхи не могут, низы не хотят».
Не имея возможности честно сформировать правительство, либералы и демократы использовали то, что на Украине называлось «тушками» — перекупили группу либеральных демократов (фактически также перешедших в оппозицию) и коммунистов и с минимальным перевесом утвердили новый состав правительства.
Это вызвало настоящий взрыв возмущения в обществе. Уже через несколько часов многотысячная толпа возмущенных жителей Кишинева ворвалась в здание парламента, а провластные депутаты и министры бежали из него по подземному тоннелю. Протестующие в категоричной форме потребовали отставку «власти» и новые выборы. Ближе к ночи они покинули здание парламента, но сдаваться не собираются. Причем одним фронтом с левой оппозицией выступила и оппозиция правая, тоже требующая новых честных выборов. В целом в акциях протеста принимают участие силы, заручившиеся поддержкой примерно 80 — 90% общества. Куда там украинскому «евромайдану»! «Власть» пытается сделать вид, что ничего серьезного не происходит, но как долго это у нее будет получаться?
Народ Молдовы показал, что состоит из свободных мыслящих людей, которые обжегшись на лжи Европы и ее доморощенных вороватых фанатов, больше не хотят, чтобы их водили за нос. А вот, например, соседняя Украина, экономические показатели которой гораздо хуже и которая до сих пор не получила даже подачку в виде «псевдобезвизового режима», голову из петли доставать не желает. Где же тут логика?..
Гражданам Молдовы хочется пожелать настойчивости. Ограбившие их лица пошли ва-банк. И если их не остановить сейчас, то украденное придется возвращать самим людям. А безнаказанность у преступников порождает только еще большую дерзость…
Фото Politrussia