В среду, 27 января, Европейское командование Вооруженных сил США (EUCOM) представило обновленную военную стратегию в Европе. Приоритетной задачей в документе названо «сдерживание российской агрессии». Другими задачами США в Европе будут, в частности, противодействие международным угрозам и сохранение стратегических партнерств.
«Хотя Россия поддерживает ряд общих усилий по борьбе с терроризмом и наркотиками, эти меры остаются в тени игнорирования РФ суверенитета ее европейских соседей и нарушения многочисленных соглашений, которые требуют от России действовать в рамках международных норм», — говорится в документе.
По мнению EUCOM, риски от России исходят не только с востока, но и севера. В частности, из-за «нарастающего агрессивного поведения и милитаризации Арктики». «Россия бросает серьезный вызов нашим союзникам и партнерам в различных регионах, это глобальная проблема, которая требует глобальной реакции», — подчеркивается в обновленной военной стратегии.
Кстати, на юге главной опасностью для Европы США считают террористическое «Исламское государство» *.
Кроме того, в документе перечисляется, что Европе также угрожают «растущий потенциал противника по производству баллистических ракет, распространение оружия массового уничтожения, инфекционные заболевания, кибератаки, международные и национальные террористические организации, а также незаконный оборот наркотиков».
«Наше командование проделало выдающуюся работу, фокусируя внимание в равной степени на реваншистской России, массовой миграции и террористах», — заявил командующий EUCOM генерал Филип Бридлав.
Генерал Бридлав особо подчеркнул, что обновленная военная стратегия направлена на то, чтобы Европа оставалась единой, свободной и мирной.
Москва уже крайне негативно отреагировала на новую европейскую стратегию США. Как заявил постпред РФ при НАТО Александр Грушко, «это невозможно комментировать в корректных формах, потому что этот тезис (о необходимости сдерживать „российскую агрессию“) абсолютно оторван от реальности».
«Такая формулировка «необходима США, прежде всего, чтобы собрать союзников, шеренга которых в последнее время подрасшаталась — с учетом новых угроз и вызовов, которые требуют коллективных ответов. Подсобрать их под плечо США, и вынудить больше вкладываться в оборонный сектор, укреплять восточный фланг, устраивать новый железный занавес», — сказал Грушко в эфире телеканала «Россия-24».
Что стоит за принятием новой стратегии, как она повлияет на военную политику США в Европе?
— Причины принятия новой стратегии глубже, чем просто желание США сплотить европейских союзников, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— До серьезного обострений отношений с Россией главная задача Европейского командования США формулировалась как «обеспечение благоприятной среды безопасности». Под этим понималось как раз выстраивание европейских союзников в плотную шеренгу, и укрепление НАТО как инструмента, легализующего военное присутствие США в регионе.
С укреплением НАТО у американцев где-то получилось, где-то нет. Европейские страны-члены альянса не спешили — и, кстати, не спешат до сих пор — повышать расходы на оборону. Да, некоторые пограничные страны, вроде Польши и Эстонии, подняли планку военных расходов до 2% ВВП, но их вклад в общее финансирование НАТО незначителен.
Само Европейское командование США за последние 10 лет серьезно сократилось по численности. При этом охват территорий, контролируемых EUCOM, даже увеличился за счет Арктики. Да, формально из зоны ответственности Европейского командования ушла часть Африки, поскольку было создано Африканское командование США, но на деле AFRICOM во многом опирается на ресурсы EUCOM.
Размытые задачи, ограниченные ресурсы, и — прямо скажем — отсутствие серьезных военных угроз в Европе до последнего времени позволяли Европейскому командованию существовать достаточно комфортно. В отчетах командующего EUCOM Сенату и Конгрессу США повторялись традиционные наборы задач и традиционные формулировки. Но после событий в Крыму 2014 года все перевернулось.
Для EUCOM стало неприятной неожиданностью, что российская армия может успешно действовать в условиях, приближенных к боевым. В частности, проводить без единого выстрела операции, которые по натовской классификации расцениваются как «гуманитарная интервенция».
В итоге, США сделали из Крыма выводы. И эти выводы напрямую повлияли на то, что принципы военного строительства в Европе будут пересматриваться.
— Что означает такой пересмотр на практике?
— США повысили для Европы уровень угрозы крупного военного конфликта. Это повлекло изменения в так называемой концепции передового базирования в сторону усиления американского присутствия в Европе — причем, не столько количественного, сколько качественного.
До настоящего времени по-настоящему единых сил НАТО в Европе не было. Каждая европейская страна самостоятельно занималась военным строительством, и время от времени участвовала в ограниченных совместных учениях альянса.
А сейчас перед EUCOM стоит ключевая задача стать ядром Объединенных ВС НАТО в Европе. Теперь на европейском театре военных действий будет проводиться работа по оперативному развертыванию необходимой военной инфраструктуры. В том числе, разведывательной, а также инфраструктуры, обеспечивающей более качественное боевое управление. По сути, речь идет о создании в Европе плотной сети небольших опорных пунктов, которые в нужное время позволят американцам гибко перебрасывать Вооруженные силы США.
Причем, новая стратегия в Европе будет сочетаться с обновленной стратегией НАТО, которая была принята в 2015 году, и которая предусматривает переход к долговременному военному планированию. Понятно, против кого эта система будет настроена — против России.
В итоге, американские военные будут присутствовать в Европе на основе ротации, и размещаться в точках, которые, по мнению EUCOM, наиболее уязвимы с точки зрения возможной российской агрессии. Такая стратегия и позволит США сдерживать Россию — в том числе, оказывать на нас политическое давление.
— Нас действия США сильно свяжут?
— В годы Холодной войны мы стояли с НАТО лицом к лицу, и находились на грани реального столкновения. Обе стороны строили планы, как вести войну, и тогда у США в Европе было развернуто свыше 400 тысяч военнослужащих.
Сейчас, понятно, о подобных масштабах противостояния речь не идет. После усиления американского присутствия в Европе будут находиться около 80 тысяч военнослужащих США — и только.
Однако нас связывает то, что американцы выстраивают именно систему. Отдельно EUCOM нас не связывает, отдельно НАТО — тоже. Но когда элементы собираются воедино, когда сочетаются силы общего назначения, ядерные силы, средства ПРО, -система начинает представлять достаточно серьезную угрозу для России.
— Чем должны отвечать мы?
— Вкладываться в оборону и выстраивать соответствующие оборонительные линии. Это необходимо, хотя именно такие действия раскручивают маховик новой гонки вооружений…
— Сегодня происходит постепенная смена лидеров на мировом геополитическом пространстве, — уверен академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов.
— Запад отработал свое и уходит, а взамен наступает эра Востока. В рамках этого процесса мы наблюдаем восстание против американского диктата. Это происходит повсеместно, против Вашингтона начинают выступать даже вчерашние союзники — Саудовская Аравия и Турция. Мы видим, что Иран добился своей цели — освобождения от санкций — в рамках этого общемирового процесса. Уход от американского диктата прочитывается и в Европе.
Но первым бросила вызов американцам Россия. Именно поэтому США пытаются подавить российское стремление к независимости, плюс удержать Европу под своим контролем. Иначе есть риск, что освобождение от американской диктатуры превратится в массовое скоординированное движение.
Чтобы сплотить Европу, нужно продемонстрировать ей внешнюю угрозу — это обычная практика США. Когда угроза начинает распыляться — то это ИГИЛ, то беженцы из Ближнего Востока и стран Северной Африки, — Россия отступает на второй план, и солидарность НАТО начинает трещать по швам. Поэтому американцы делают все возможное, чтобы РФ выступала в привычной роли главного врага.
В 2015 году, напомню, США приняли новую Стратегию национальной безопасности. В этом документе Россия упомянута 13 раз, и только в негативном контексте. В роли главного пугала выступает РФ и в обновленной военной доктрине США. А теперь американцы пытаются переписать в нужном ключе стратегию НАТО.
Думаю, чего-то другого ожидать от США в нынешних условиях невозможно…
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС