Украинские ВМС продолжают развиваться бурными темпами. Правда, пока исключительно на словах. Федеральное агентство новостей – о блеске и нищете (в основном, нищете) украинского флотоводства.
Степь да степь кругом
Командующий ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук выступил с очередным заявлением: к 2020 году страна возродит свой подводный флот, который будет состоять из четырех подлодок. Или двух. По словам Гайдука, это могут быть средние субмарины. Или малые. А, может, и сверхмалые, потому что в Крым соваться опасно, а в Великой Украинской Черноморской акватории от Одессы до Херсона «глубины незначительные – до 50 метров, они не позволяют в полной мере использовать подводные лодки».
При этом насчет производства даже малюток Гайдук ничего не сказал, зато обмолвился, что подлодки могут появиться «в том числе, на правах аренды». Как бы то ни было, «подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе», уверен вице-адмирал. Ну что ж, какой флот, такая и элита. А какой он, этот флот?
Распил и откат
История украинского флота началась с того, что новоявленное государство поспешило заграбастать себе весь советский Черноморский флот, о чем в начале апреля 1992 года президент Украины подписал соответствующий указ. Естественно, Россия как правопреемница СССР не могла себе позволить полностью лишиться одного из своих флотов, и через пару дней появился российский контруказ на эту же тему. Дележ начался годом позже и завершился лишь к 1997 году. ВМС Украины получили почти две сотни кораблей, вспомогательных судов и катеров (в т.ч. почти 50 – боевых).
Уже с первых лет Украина начала активно списывать и продавать для разделки на металл доставшиеся ей корабли. Самым известным случаем была продажа КНР построенного на две трети тяжелого авианесущего крейсера «Варяг». Его предполагалось использовать как центр развлечений, но в итоге он стал первым и единственным китайским авианосцем «Ляонин».
К 2014 году украинский флот стал меньше на несколько десятков судов. А его личный состав, еще в 2006 году насчитывавший 22 тыс. человек (что сопоставимо с Черноморским флотом РФ), сократился до 14,5 тыс.
За все это время украинские судостроители спустили на воду лишь одну боевую единицу – малый противолодочный корабль проекта 1124М «Тернополь». И то его строили с апреля 1991 года, т.е. формально со времен СССР, а сам этот проект появился еще в 70-е годы. Процесс завершился только в 2002 году, а в эксплуатацию корабль ввели еще через четыре года. 15 лет для корабля такого класса – это безоговорочная «перемога».
Еще одно «выдающееся» достижение – попытка достроить ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») в середине 90-х. За пять лет готовность корабля была увеличена с 75% до 95%. На этом все и закончилось: вооружить крейсер по штату украинцы не в состоянии, флоту его не потянуть, а сбагрить его никому не удается.
Под российским небесным флагом
Крымские события нанесли по украинским ВМС сокрушительный удар. Как и в случае с наземными подразделениями, Россия предложила украинским морякам выбор: покинуть Крым или войти в состав Черноморского флота РФ. В итоге под Андреевским флагом оказались несколько десятков кораблей и судов обеспечения, включая упомянутый «Тернополь» и большой десантный корабль «Константин Ольшанский». Остальные либо отбыли сами, либо начали постепенно передаваться украинской стороне. Однако из-за начала войны в Донбассе этот процесс был остановлен.
Бывшие украинские корабли – как по политическим соображениям, так и ввиду удручающего технического состояния – были переведены в резерв ЧФ РФ. В их числе оказалась и дизель-электрическая подводная лодка проекта 641, получившая название «Запорожье». Субмарина была порядком потрепанной – построенная в 1970 году, она на четыре года старше нынешнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка.
До 2012 года она находилась на непрекращающемся ремонте, плюс ее тоже безуспешно пытались продать. На совместных с Россией учениях 2011 года ее просто опустили на дно и использовали как условно затонувшую – для отработки аварийно-спасательной операции. После окончания 20-летнего ремонта (который, что характерно, завершился на одном из российских заводов) «Запорожье» несколько раз вышла в море, буквально на пару дней. Этим ее служба исчерпывается – равно как и история украинских подводных сил.
Мал клоп да вонюч
Напоследок поговорим немного о перспективах развития ВМС Украины – если, конечно, к ним можно применить это оптимистичное словосочетание. В настоящий момент они насчитывают десяток боевых кораблей, из которых только один – сторожевик (фрегат) «Гетман Сагайдачный» – является более-менее крупным, и чуть больше 30 вспомогательных судов. Количество моряков составляет 6,5 тыс. – по этому показателю Украина уступает, например, Румынии, которая вдвое меньше ее по численности населения, втрое – по территории и в несколько раз – по протяженности береговой линии.
В сентябре прошлого года вице-адмирал Гайдук заявил, что «до конца 2020 года в составе ВМС Украины должно быть 66 кораблей и судов обеспечения», т.е. в ближайшие пять лет планируется построить еще два десятка. Как украинцы собираются это делать, совершенно неясно – напомним, что за 25 лет своей независимости они построили один корабль.
В настоящее время строится еще один – корвет проекта 58250 «Владимир Великий». Он был заложен в 2011 году, и на данный момент его готовность составляет лишь около 40%. Планы по строительству четырех таких кораблей к 2021 году и еще 6-8 – к 2026 году выглядят нелепо и смешно.
Немногим более реально строительство до 2020 года трех ракетных катеров класса «Лань». Проект появился несколько лет назад, и на его основе Вьетнам уже построил семь собственных артиллерийских катеров. Украина пока даже не начинала.
Основу же украинского флота, по всей видимости, будут составлять примитивные легкобронированные катера – примерно такие же, какие пользовались популярностью в годы Второй мировой или, скажем, во время войны во Вьетнаме. Речь идет о проекте 58150 «Гюрза» – 20-метровых речных бронекатерах с экипажем из пяти человек и вооружением в виде двух слегка доработанных башен от БМП-2 и БТР-70.
Проект реализуется с 2004 года, и за это время удалось построить лишь два катера для… Узбекистана. На американские деньги. Только в 2012 году были заложены две «Гюрзы» для самой Украины, через год от них решили отказаться, и все-таки с горем пополам достроили к концу 2015 года. После этого появились «амбициозные» планы ввести в строй к 2017 году еще семь катеров, а к 2020 году довести их число до 18. Но, судя по нынешним темпам, даже такие максимально простые суденышки для одной из крупнейших стран Европы, на верфях которой когда-то строились авианосцы, окажутся непосильной ношей.
Ах да, мы совсем забыли про иностранную помощь. Год назад США передали украинскому флоту… пять надувных моторных лодок Willard Sea Force 730 и Sea Force 11M. Впрочем, по нынешнему состоянию ВМС Украины это – без всякой иронии – реальное усиление.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня