Вывод российских войск с территории Южной Осетии. Фото: Узаков Сергей/ТАСС
Гаага готовится признать события 2008 года «этническими чистками»
Международный уголовный суд (МУС) начнет расследование дела о возможных военных преступлениях во время вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Сообщение об этом размещено на сайте суда. Запрос на проведение расследования направлен в октябре 2015 года, после того как в МУС было подано свыше 6,3 тысячи заявлений. С инициативой выступила прокурор МУС Фату Бенсуда.
По ее словам, имеются свидетельства, что власти Южной Осетии совершили убийство от 51 до 113 этнических грузин во время их насильственного выселения с территории республики. При этом было выселено до 18,5 тысячи человек, разрушено около 5 тысяч домов. Также в запросе сказано, что, по оценкам обвинения, «население этнических грузин, проживающее в зоне конфликта, сократилось на 75%».
При этом 162 мирных осетина, погибших, по данным Следственного комитета России с 8 по 12 августа, в запросе МУС никак не упоминаются. Глава СК Александр Бастрыкин сетовал на это еще прошлой осенью. «Мы расследовали 500 томов. До сих пор ни одна международная инстанция этим делом не заинтересовалась», — пояснил он тогда. По словам Бастрыкина, материалы не принимали к рассмотрению с 2008 года.
В настоящее время основным «обвиняемым» считаются южноосетинские вооруженные силы, а персонально фактический руководитель республики того времени Эдуард Кокойты. Претензии к грузинской стороне в основном сводятся к обстрелу российских миротворцев. Про Россию в документе говорится витиевато: «Исходя из имеющейся информации, на данном этапе нет оснований считать, что военнослужащие российских вооруженных сил были среди тех, кто наиболее ответствен за совершение подобных преступлений».
Напомним, боевые действия начались 8 августа 2008 года с обстрела столицы Южной Осетии Цхинвала системами залпового огня «Град». Также были обстреляны позиции российских миротворцев, имевших мандат ООН. Свыше десятка российских военнослужащих были убиты и несколько десятков ранены. В результате контратаки российских войск республика была освобождена, наши танки зашли на территорию Грузии, однако столицу — Тбилиси — брать не стали. После этого стороны подписали план мирного урегулирования.
Грузия против России и Саакашвили
Очевидно, что первым, кого МУС может и должен вызвать на слушания, это президент Грузии того периода Михаил Саакашвили. Именно он является инициатором пятидневной войны, что установлено в том числе расследованием специальной миссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини. Правда, к своей родине Саакашвили теперь отношения не имеет. Там действует ордер на его арест за мошенничество, злоупотребление полномочиями и подготовку госпереворота. Кроме того, Саакашвили лишен грузинского гражданства.
Тем не менее в вопросе Южной Осетии грузинские политики — гонители Саакашвили стоят на тех же антироссийских позициях. Ведь именно там, в Грузии и было собрано 6 тысяч свидетельств, позволяющих начать расследование МУС. Не удивительно, что в республике приветствовали начало разбирательства. «Стратегическое направление — это доказательство фактов этнической чистки грузин. Решение МУС верное. Оно совпадает с нашими государственными и национальными интересами», — отметила на пресс-конференции 28 января министр юстиции Теа Цулукиани. «У нас достаточно доказательств вины России», — добавила она. Грузинская сторона намерена «активно сотрудничать с прокурором по данному делу».
Вот так. Никакие внутренние политические разногласия, отторжение и неприязнь к Саакашвили не заставят Грузию изменить свое видение тех событий. Национальная гордость, изрядно потрепанная осетинскими ополченцами и русскими танками, требует сатисфакции. Саакашвили хотят сделать лично ответственным за войну с грузинской стороны, обвинив его в неразумном поведении перед лицом более сильного противника. Но это никак не оправдывает в глазах Грузии Россию, которую собираются сделать вторым обвиняемым.
Совет Федерации РФ дипломатично пытается повлиять на МУС, заявив, что от его беспристрастности будет зависеть репутация международного правосудия. МИД также отметил, что рассчитывает на справедливое решение и что свидетельства преступлений режима Саакашвили подкрепляются материалами российского уголовного дела — более 30 томов этого дела все-таки переданы прокуратуре МУС в рамках сотрудничества между судом и РФ.
Послевоенный Цхинвал. Фото: Узаков Сергей/ТАСС
Международный уголовный
И здесь, кажется, представители России в который уже раз становятся жертвой собственного благодушия, а главное, делают жертвой свою собственную страну. Наивная вера в справедливость неких международных институтов и структур никак не выветрится из голов отечественных чиновников. Сам факт, что структура международная, похоже, придает ей какой-то особый вес в глазах тех, кто обязан блюсти национальные интересы. Возможно, это следствие подчиненного положения национального законодательства по отношению к международному, что по-прежнему закреплено в Конституции РФ.
Международный уголовный суд в Гааге опирается в своих действиях на так называемый Римский статут, принятый в 1998 году. Его подписали и ратифицировали три четверти государств — членов ООН. Большинство. Однако ключевые, действительно сильные и влиятельные державы мира как раз отказались это сделать. Среди них США, Китай, Индия, Иран, Израиль и Россия. То есть государства, имеющие ярко выраженную идеологию и ту или иную миссию, те, кто действительно всерьез влияет на происходящее в мире и, очевидно, не хочет, чтобы влияли на них.
Кроме того, не следует забывать, что МУС вырос из международного трибунала по бывшей Югославии и отличается от него лишь тем, что работает на постоянной основе. Наследуя трибуналу по форме, МУС, очевидно, наследует ему и содержательно. Недаром он расположен в той же Гааге. Вспомним, решение по Югославии носило абсолютно политизированный характер, а доказательства вины Слободана Милошевича и других обвиняемых сербов с точки зрения юриспруденции были абсолютно несостоятельны. По сути, это был инструмент политической расправы над проигравшей стороной.
Так зачем же РФ вообще позволять, чтобы некая международная структура вмешивалась в наши действия, которые мы считаем законными и важными для отстаивания своих национальных интересов? Тем более сейчас, когда на Россию пошел «накат» всеми возможными способами? Не удивительно, что, по данным Deutsche Welle, МУС уже «рассматривает возможность начала расследования предполагаемых преступлений, совершенных на Украине в ходе конфликта между украинскими силовиками и пророссийскими сепаратистами». Вот так. Доигрались в законность.
Даже если отдельное решение МУС по событиям 2008 года будет в пользу России (предположим!), сам факт подсудности страны, великой державы некой внешней структуре стратегически невыгоден. Действительно сильная страна задает правила, а не подчиняется чужим.