Сейчас с полным основанием можно говорить о дискриминации по национальному признаку. Вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль, партнер Ангелы Меркель по правящей коалиции и лидер немецких социал-демократов, фактически объявил персонами нон грата выходцев из Алжира, Туниса и Марокко. Эти североафриканские страны признаны безопасными для проживания. В них нет войн и боевых действий, что позволяет, по мнению немецких властей, автоматически считать приезжих из них не военными, а экономическими беженцами, которых можно без риска для их жизней возвращать на родину.
Это последняя из мер немецкого правительства, призванных затруднить мигрантам приезд в ФРГ. Кроме занесения в черный список граждан Алжира, Туниса и Марокко, что равносильно дискриминации, не очень вяжущейся с ценностями и принципами европейской демократии, о которой так любят говорить в Брюсселе, в Берлине решили продлить срок воссоединения семей ряда мигрантов до двух лет.
Германия приняла в прошлом году 1,1 млн беженцев, многие из которых приехали из охваченной гражданской войной Сирии. Канцлер Меркель в последние месяцы находится под постоянно нарастающим давлением со всех сторон. Хоть что-то сделать с мигрантами требует от нее сейчас как оппозиция, так и сторонники. Причем, в партии Меркель сопротивление ее мигрантской политике ничуть не слабее, чем в оппозиции.
Согласно опросу журнала Focus, проводившемуся с 22 по 25 января, 40% немцев выступают за то, чтобы Ангела Меркель ушла в отставку из-за неправильной политики по отношению к мигрантам. Их численность уже почти догнала ту группу респондентов (45%), которые против отставки канцлера.
Скандинавский бунт
Канцлер Меркель, еще в прошлом году приглашавшая в Германию беженцев, все еще цепляется за последние остатки политкорректности. А вот северные соседи немцев – скандинавы, не считают себя связанными дипломатическими «условностями», хотя еще вчера яростно защищали демократические принципы. Скандинавские государства сейчас в авангарде борьбы с мигрантами. Чего стоит хотя бы часто сравниваемый с фашистскими законами закон, принятый на этой неделе датскими законодателями. Отныне приезжим из Африки и Азии, желающим поселиться в Датском королевстве, придется сдавать деньги, превышающие 10 тыс. датских крон (1450 долларов США), и ценности дороже этой суммы. Эти деньги пойдут на оплату проживания мигрантов в приютах для беженцев. Исключение решено сделать лишь для личных ценных вещей. Например, обручальные кольца у приезжих отбирать не будут.
Дания еще год-два назад была в авангарде защитников демократических ценностей. Сейчас же королевство изменило политику по отношению к мигрантам на 180 градусов и изо всех сил пытается, чтобы его привлекательность в глазах приезжих померкла.
Стараются не отставать от датчан и другие скандинавские страны. В Швеции, к примеру, объявлено о предстоящей в течение нескольких лет депортации ровно половины – 80 тыс. из 163 тыс. человек, приехавших в королевство в прошлом году в поисках убежища. Об этом объявил министр внутренних дел Швеции Андерс Ягеман.
Настроения шведов меняются буквально на глазах. Этому способствуют и трагические случаи вроде убийства в понедельник 15-летним мигрантом 22-летней сотрудницы одного из центров по приему беженцев.
К Стокгольму присоединился и Хельсинки, решивший выслать обратно десятки тысяч мигрантов, ставших сейчас незваными гостями. По словам Пайви Нерга, административного директора МВД, на родину отправят до двух третей из 32 тыс. мигрантов, приехавших в 2015 году в Финляндию.
Высылают мигрантов и норвежцы. Причем, они высылают мигрантов, приехавших на территорию королевства из России.
Насильно мил не будешь
Борясь с самими мигрантами, демократическая Европа по традиции ищет виноватых. Сейчас на роль стрелочника решили, опять же по «старой доброй» традиции назначить греков. Главы МВД членов Евросоюза предъявили Афинам ультиматум. Если греки в течение шести недель «не наведут порядок» на своей южной границе и не откроют, как уже было запланировано, несколько центров регистрации беженцев, то их как минимум на два года выведут из Шенгенской зоны. Угроза, конечно, серьезная, но, учитывая, что о скором потенциальном распаде Шенгена сейчас в Европе не говорит разве что ленивый, может, и не такая уж и сильная.
Всплеск борьбы с мигрантами в Старом Свете проходит на фоне дальнейшего углубления проблемы. Несмотря на плохую погоду, многократно увеличивающую опасность пересечения Средиземного моря, и изменение политики стран ЕС, выходцы из африканских и азиатских стран, продолжающих штурмовать Европу, меньше не становится. При этом они продолжают гибнуть десятками и сотнями. Греческие спасатели, к примеру, на этой неделе нашли в прибрежных водах Самоса 25 мертвых тел, включая 10 детей. Продолжают находить погибших мигрантов и итальянские спасатели. Всего же в прошлом году при попытке пересечь Средиземноморье погибли почти 4 тыс. человек.
Но уже далеко не всем беженцам нравится, как их встретили в Европе. С каждым днем растет число мигрантов, добровольно возвращающихся на родину из негостеприимного Старого Света. В частности, из Германии в Ирак вернулись уже сотни иракцев, недовольные длительным процессом получения статуса беженцев, отвратительной едой и в целом плохими условиями содержания в центрах.