Ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта стремительно обостряется. В воскресенье, 31 января, в Минобороны Азербайджана заявили, что вооруженные силы Армении нарушили режим прекращения огня 120 раз.
«Армянские подразделения подвергли обстрелу азербайджанские позиции — как с территории Армении, так и с оккупированных земель Азербайджана. С учетом оперативной обстановки вооруженные силы Азербайджана нанесли по армянским позициям 121 огневой удар», — говорится в заявлении.
Под «оккупированными землями», конечно, понимается Нагорный Карабах — регион в Закавказье, населенный преимущественно армянами, который Баку считает частью Азербайджана.
В оборонном ведомстве Армении опровергли обвинения азербайджанской стороны, назвав их провокационными.
Симптоматично, что обострению предшествовала серия дипломатических конфликтов. В Страсбурге, на сессии проходившей на прошлой неделе Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), британский парламентарий Роберт Уолтер внес проект резолюции, посвященной «эскалации насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана». Документ призывал «вывести армянские силы из Нагорного Карабаха» и «утвердить полный контроль Азербайджана на этих территориях». Причем, для принятия резолюции не хватило буквально нескольких голосов.
Возможно, процесс размораживания нагорно-карабахского конфликта стимулирует Турция. Напомним, что в конце ноября 2015 года в Баку побывал с визитом министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Он заявил, что «Турция сделает все возможное, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены». Теперь же процесс «разморозки» активизировался, поскольку Анкара открыто взяла курс на обострение отношений с Москвой.
Напомним, что с минувшей пятницы ВВС Турции переведены в состояние повышенной боеготовности после сообщения о якобы имевшем место нарушении воздушного пространства страны российским фронтовым бомбардировщиком Су-34. Принципиально, что на этот раз — в отличие от ноябрьского инцидента с Су-24М — международная реакция свидетельствует о недвусмысленной поддержке Анкары со стороны евроатлантических союзников. Турецкую версию случившегося поддержали и в НАТО, и в Пентагоне.
Это означает, что у Турции теперь развязаны руки и в Закавказье. Да, избранный на прошлой неделе председателем ПАСЕ испанец Педро Аграмунт заявил, что считает армяно-азербайджанский конфликт «угрозой для европейской безопасности». Но совершенно очевидно, что «горячий» Нагорный Карабах угрожает, прежде всего, безопасности России.
Что стоит за обострением в зоне карабахского конфликта, как влияет на Закавказье противостояние Москвы и Анкары?
— Россия с Турцией сейчас находятся в острой фазе противоречий, и это подталкивает Азербайджан к активизации на карабахском направлении, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— Надо заметить, что до последнего времени политика Турции в отношении Кавказа была достаточно гибкой. Но сейчас Анкара переходит к прямолинейным действиям, и Баку в этой ситуации пытается получить свои дивиденды.
Едва ли Азербайджан всерьез рассчитывает, что с помощью Турции ему удастся силовым путем решить проблему Нагорного Карабаха. Тем не менее, Баку явно пытается разморозить карабахский конфликт.
— Создает ли это угрозу России?
— Для нас ухудшение обстановки в зоне нагорно-карабахского конфликта, с одной стороны, ничего хорошего не несет. С другой стороны, когда маски сброшены, нам будет легче укреплять ОДКБ, чтобы сделать организацию реальной опорой безопасности на постсоветском пространстве.
В этом направлении, полагаю, Москва и будет действовать. Это, в частности, означает укрепление связей с Арменией и усиление российского военного присутствия в этой республике, плюс активизацию РФ на среднеазиатском направлении.
— Насколько Турция заинтересована в разжигании карабахского конфликта?
— Анкара занимает двойственную позицию. С одной стороны, она демонстрирует желание вести переговоры с Россией на разных площадках, с другой — обвиняет Москву чуть ли ни в агрессии.
Но надо понимать: в нынешней ситуации от самой Анкары зависит далеко не все. Турция является членом НАТО, поэтому ее внешняя политика находится под сильным влиянием США. Именно поэтому я не ожидаю от Турции серьезных наступательных действий.
В Америке сейчас в разгаре предвыборная президентская кампания. В этой ситуации европейские дела отошли в американской повестке на задний план. Это значит, что реальная помощь Турции со стороны США и НАТО будет носить ограниченный характер. А без этой поддержки Анкаре едва ли удастся выстроить редут против России в виде нового карабахского конфликта.
— Азербайджан надеется, что Турция его безоговорочно поддержит в попытке решить карабахский вопрос, поскольку Анкара всерьез поссорилась с Москвой, — уверенведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко.
— Именно поэтому Баку начинает наращивать напряженность на линии соприкосновения азербайджанцев и армян.
Надо сказать, надежды Баку отчасти оправданы. Азербайджан сейчас чрезвычайно ценен для Турции, поскольку остается ее единственным союзником в регионе. По большому счету, Анкара находится во враждебном окружении, и опереться ей, кроме как на Баку, не на кого.
С одной стороны у Турции враждебные курды, которые базируются в Иракском Курдистане, с другой — враждебная Армения, с которой нет даже дипломатических отношений. Кроме того, с Турцией граничат враждебно настроенные Греция и Болгария, плюс недружественные Сирия и Иран. А теперь турки умудрились поссориться еще и с Россией.
В такой ситуации Анкара действительно будет поддерживать Баку. Однако туркам совершенно нет резона доводить дело до конфликта с Арменией.
Вместе с тем, нужно понимать: нынешнее обострение в регионе провоцируют США и Британия. Еще летом 2014 года, сразу после присоединения Крыма, американские и британские аналитики пришли к выводу, что Россия восстанавливает доминирующие позиции на Черном море.
Россия, как отмечал тогда вице-президент США Джозеф Байден, возвращает себе преобладающее положение на Черном море после возращения Крыма и заключения союза с Абхазией. Если к этому добавилось бы формирующееся российско-турецкое партнерство, то Россия на новом витке исторического развития реализовала бы царскую стратегию 1830-х годов: получение контроля над проливами и закрытие Черного моря посредством союза с Турцией.
Именно поэтому США и Британия сделали все возможное, чтобы столкнуть Россию и Турцию лбами. Теперь в Лондоне и Вашингтоне очень довольны российско-турецкой ссорой. Не выход России в Средиземное море, а изнурительная российско-турецкая борьба на Черном море — вот сценарий, о котором по-прежнему мечтают на Западе.
Думаю, Запад будет и дальше разжигать конфликт между Россией и Турцией. А это, в свою очередь, усиливает вероятность карабахского конфликта.
— Азербайджан терпит поражение в дипломатической кампании по возвращению Карабаха, — напоминает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
— На недавней сессии ПАСЕ не нашла поддержки важнейшая для Азербайджана резолюция, а Минская группа ОБСЕ — традиционный инструмент урегулирования нагорно-карабахского вопроса — обратилась к ПАСЕ с призывом «воздержаться от действий, которые могли бы нанести вред переговорному процессу».
Из-за этого президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал деятельность этой структуры «абсолютно бессмысленной» и обвинил ее в стремлении «не разрешить, а заморозить конфликт».
По сути, Баку оказался в тупике. В этой ситуации Азербайджан пытается интегрироваться в схему противостояния Турции с Россией, провоцируя возникновения конфликта в Закавказье.
Но это — очень опасная игра и очень опасная ситуация. Думаю, именно так оценивают происходящее все игроки в регионе. Надеюсь, поэтому до реализации нового конфликта в Нагорном Карабахе дело все-таки не дойдет…
Фото ТАСС