В Мире

Сирия: угроза класса «воздух-воздух»

Медленно, но верно российская боевая авиация продолжает перемалывать боевиков «Исламского государства» *. Бои вплотную подкатились к сирийско-турецкой границе. Как следствие — ручейки денежной, оружейной и прочей поддержки противников президента Башара Асада, текущие из сопредельной страны, грозят иссякнуть.

Не допустить этого бандиты не в силах. Поскольку не в силах пока ни пресечь, ни хотя бы ослабить российские авианалеты на собственные позиции. Главная проблема — отсутствие у боевиков хоть какой-нибудь войсковой ПВО. Переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), которые, конечно же, есть у головорезов-бородачей, не в счет. Месяцы, прошедшие с начала в Сирии операции Российских Воздушно-Космических сил, показали их абсолютную неэффективность не только против бомбардировщиков, действующих с больших высот, но даже и против наших вертолетов, оснащенных специальной аппаратурой противодействия.

Однако, судя по сообщениям зарубежных СМИ, ИГИЛ не оставляет попыток все же доставить неприятности российским пилотам. Причем, если верить этим сведениям, работа идет в двух направлениях. Первое — обзаведение собственным подобием истребительной авиации. Второе — любой ценой поставить на пути наших самолетов зенитно-ракетные комплексы с боевыми возможностями большими, чем у ПЗРК. Естественно, большей частью речь идет о «самопальном» или сильно устаревшем вооружении.

Насчет перспектив истребительной авиации боевиков «Свободная пресса» подробно написала 5 декабря в материале «ИГИЛ начинает готовить камикадзе». Напомню, речь шла о сенсационной новости, которую опубликовала саудовская газета «Аш-Шарк аль-Аусат». А именно: в ливийском городе Сирт, полностью подконтрольном ИГИЛ, открылся секретный учебный центр подготовки летчиков-истребителей. Обучение, по сведениям журналистов, идет на весьма дорогостоящих суперсовременных тренажерах, позволяющих «отрабатывать технику взлета и посадки воздушного судна, определять местоположение по широте и долготе, связываться с условным командно-диспетчерским пунктом».

Что касается самолетов и собственно пилотов, то они, хоть и в малом количестве, давно в наличии у противников официального Дамаска. И даже эпизодически уже участвовали в боях. Так, 13 января 2013 года израильский 9-й телеканал со ссылкой на канал «Аль-Арабия» рассказал, что летчик, дезертировавший из сирийской армии, нанес бомбовый удар по позициям правительственных войск в пригороде Дамаска. Ни имя летчика, ни тип самолета не уточнялись.

И вот новое известие насчет «строительства» бандитской ПВО. Известный британский новостной телеканал Sky News заявил, что в объявленном столицей ИГИЛ городе Ракка инженеры «Исламского государства» работают над созданием самодельных мобильных зенитно-ракетных комплексов на основе захваченных у правительственных войск ракет класса «воздух-воздух». В подтверждение телеканал продемонстрировал видеосъемку, которую журналистам предоставили источники в сирийской оппозиции. Как утверждают, электронный носитель был изъят у плененного инструктора ИГИЛ, пробиравшегося в Турцию.

Через несколько дней сведения о кустарных попытках создания нового оружия в Ракке журналистам подтвердил и источник в египетской разведке. Чуть позже о том же написало и известное американское информационное агентство Jane’s Defence. Отметив при этом, что «если боевики и смогут преодолеть все технические трудности, то все равно эффективность такого импровизированного ЗРК будет невысокой».

Если все это соответствует истине, то исходного материала у врагов Асада множество. Ведь самодельные ЗРК они мастерят на основе ракет ближнего боя Р-13М для боевых самолетов. Долгие годы Советский Союз вместе с истребителями МиГ-21 и МиГ-23, а также с бомбардировщиками Су-22 поставил тысячи Р-13М и Сирии, и Ираку (всего такое оружие экспортировалась в 21 страну). Значительная часть этой части сирийского и иракского арсеналов осталась на захваченных боевиками авиабазах обеих этих стран.

Но прежде всего о том, что представляет собой Р-13М? Она — почти копия старой американской ракеты малой дальности AIM-9 Sidewinder, спроектированной в США еще в начале 50-х годов прошлого века. Экземпляры этого заокеанского оружия нашим конструкторам в разной степени исправности стали попадать с конца 50-х годов. Сначала — из Китая. Потом в виде трофеев были захвачены во время вьетнамской войны и переправлены в Москву.

Работы над советским аналогом AIM-9 Sidewinder в СССР были развернуты в 1967 году. На вооружение Р-13 (впоследствии ее модернизировали в Р-13М и Р-13М1) приняли в 1974 году. Советская ракета ближнего боя была способна поражать воздушные цели как в переднюю, так и в заднюю полусферы на дальностях до 15 километров.

Абсолютно отечественными разработками на Р-13 стали ракетное топливо и тепловая головка самонаведения (ГСН) «Иней». Чтобы увеличить дальность обнаружения целей, «Иней» снабдили системой охлаждения жидким азотом. Азот под большим давлением хранился в восьмилитровом баллоне, размещенном на пусковой установке.

Есть основания полагать, что как раз система охлаждения ГСН и стала для инженеров ИГИЛ одной из главных технических загадок. Но ее, видимо, им все же удалось решить. Во всяком случае, на кадрах, продемонстрированных Sky News, видно как головка самонаведения оказавшейся у боевиков ракеты охлаждается парами некого сжиженного газа.

Сами игиловцы постигли секреты «Инея» или им помогли — об этом остается только догадываться. Хотя на определенные размышления наводит тот факт, что ГСН для Р-13М разрабатывалась на киевском заводе «Арсенал», одном из ведущих предприятий Советского Союза в области производства оптико-механической и оптико-электронной продукции. Да, в 2009 году завод «Арсенал» был обанкрочен, а потом ликвидирован. Да, его территория сегодня отдана под офисы и развлекательный центр. Но секретные чертежи-то и технические описания прежних времен, видимо, из Киева никуда не делись? А на нынешней Украине пруд пруди примеров, когда прошлые секреты за звонкие монеты уходили за рубеж. Почему бы документация по «Инею» да не в Сирию или Ирак? Особенно, если этими штуковинами собираются сбивать ненавистные сегодняшнему Киеву российские самолеты?

Как бы там ни было, чего же теперь ожидать нашим летчикам, штурмующим позиции ИГИЛ? Во вторник, 2 февраля, неназванный специалист в области авиационных боеприпасов заявил агентству «Интерфакс», что ничего у боевиков с «самопальным» ЗРК не получится. «У старой советской ракеты Р-13М слишком низкая динамика. Той скорости, которую она развивает (550 метров в секунду — „СП“), не хватит для того, чтобы использовать такую ракету в качестве средства ПВО для противодействия российским самолетам в Сирии, действующим с больших высот», — заявил собеседник агентства.

И это, безусловно, верно. Хотя бы потому, что при запуске с автомобиля у ракеты нулевая начальная скорость. В то время, как стартуя из-под крыла истребителя, Р-13М даже начинает полет со скоростью самого самолета-носителя.

Далее. Максимальная скорость фронтового бомбардировщика Су-34 на высоте порядка 10000 метров примерно равна той, что у Р-13М — 500 метров в секунду. Таким образом, ничтожной разницы в этом показателе никак не может хватить, чтобы «достать» с земли бомбардировщик что на встречном, что на догонном курсах.

И все же, как представляется, слишком легкомысленно вот так, с порога, списывать со счетов новую угрозу. Хотя бы потому, что в Сирии у нас летают не только Су-34. Но и штурмовики Су-25СМ, чья скорость в два с половиной раза меньше. И практический потолок на существенно ниже (до 7000 метров). Что уж говорить о вертолетах?

Если бы все было так просто, и в других странах не делались бы попытки приспособить авиационные ракеты под зенитные. Попытки эти очень разные и на разном технологическом и конструкторском уровне. Но они делаются.

Некоторое время назад гаванские телевизионщики засняли на полигоне Революционных Вооруженных сил Кубы примечательную боевую машину. Как определили российские эксперты — это была 9А31 с ЗРК «Стрела-1». И установлены на ней были именно старые советские ракеты класса «воздух-воздух» Р-13М.

В 90-е годы прошлого века за подобную импровизацию взялась Сербия. Там на лафет 20-мм автоматической артустановки поставили пилон и авиационную пусковую установку от истребителя МиГ-21бис. И тоже для авиационных ракет малой дальности Р-13 и Р-73Э. Все вместе в Белграде назвали ЗРК Pracka. Сообщалось, что этот сербский комплекс предназначен для борьбы с низколетящими целями и имеет зону поражения по дальности до 3−4 километров.

Не нужно думать, что подобные конструкторские изыскания — удел только терпящих экономическое бедствие стран. Потому что среди них оказалась даже Франция. Там на вооружение принят ЗРК ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA). Базой для него послужила управляемая ракета MICA класса «воздух-воздух».

Так что может быть не стоит с порога отмахиваться и от новой затеи ИГИЛ? В конце концов, столько сказано, что на самом деле руководят боевиками вполне серьезные дяди, которые умеют считать деньги и сидят далеко от Сирии. С чего бы им переливать из пустого в порожнее с бывшими нашими Р-13М?


* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Источник

Фото ТАСС

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.