Реформа государственного контроля и надзора начала созревать в России ещё в 2009 году. Уже тогда нашим чиновникам было понятно, что сфера госконтроля над бизнесом должна регулироваться чёткими и максимально ясными формулировками, дабы российских предпринимателей постоянные проверки не отвлекали от выбранной деятельности, а неподъёмные штрафы не ставили крест на мечте об обогащении.
Предложение начали активно разрабатывать, но темпы преображения идеи в готовый законопроект всё равно были достаточно низкими. Инициаторам приходилось учитывать все подводные камни, дабы после проведения реформы не возвращаться к ней с бессчётным числом поправок.
Окончательный вид законопроект приобрёл в 2014 году, однако, после был отправлен на доработку. И вот, 30 декабря 2015 в рамках борьбы с экономическим кризисом Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву подготовить «дорожную карту» для скорейшей реализации реформы. «Кошмарить бизнес», по словам президента, давно пора прекращать. Чем же хороша ожидаемая реформа?
Оглавление:
Во-первых
Издержки предпринимателей будут значительно снижены. Произойдёт это за счёт того, что количество контрольно-надзорных мероприятий будет уменьшено, как минимум, в два раз, а за несерьёзные правонарушения отменят штрафные санкции. Эти меры, по оценкам экспертов, увеличат ВВП на 4%.
Например, за лёгкие правонарушения предлагается не наказывать бизнесменов финансово, а выносить административное наказание в виде предупреждения. Конечно, речь не идёт о правонарушениях на предприятиях с серьёзными общественными рисками таких, как атомная станция или нефтеперерабатывающий завод. Всё же на них и малейшая оплошность может привести к печальным последствиям в лице техногенной катастрофы, следовательно, на подобных объектах всё должно быть идеально.
Также не стоит вопрос о применении предупреждений для среднего бизнеса, тесно связанного с «опасными объектами». В большей степени речь идёт о таких нарушениях, как невыдача чека кассиром при покупке или наличие поддонов на магазинных складах. Тут вполне можно ограничиться и предупреждением. Особенно при первой проверке.
Во-вторых
Планируется сократить количество надзорных ведомств и министерств, а с тех, которые останутся, будут сняты дублирующие функции. Безусловно, это сулит сокращения в чиновничьей среде, однако, избавление государственного бюджета от содержания синекур сулит не только прирост казне, но и распределение этих средств на индексацию зарплат в других бюджетных областях.
Например, если большую часть контроля и надзора за бизнесом делегировать субъектам Российской Федерации, то надобность в некоторых региональных подразделениях органов исполнительной власти отпадёт. Правда, не все регионы готовы брать на себя такую ответственность, так что этот пункт ещё дорабатывается.
В-третьих
Также предлагается убрать такое явление, как «анонимная жалоба». Личность заявителя, доносящего на нарушения какого-либо предприятия, должна быть обязательно идентифицирована. Так можно будет эффективно бороться с ложными доносами, а количество информаторов резко поубавится, ведь ни для кого не секрет, что большая их часть строчит жалобы исключительно из чувства мести к бывшему работодателю, а, быть может, из каких-либо других далеко не светлых побуждений. Например, если брать в расчёт клиентов торговых точек, то многие их них, не зная российского законодательства, предъявляют необоснованные претензии, зачастую перетекающие в жалобы, которые государственные органы вынуждены обрабатывать.
Эта мера, я думаю, так же уменьшит нагрузку на ведомства, которые будут заниматься госконтролем и надзором в сфере предпринимательства.
Кто и когда?
После того, как 30 декабря 2015 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву разработать «дорожную карту», основные организации, помогающие правительству в разработке реформы, не поменялись.
Это по-прежнему Минэкономики, Минфин, Минюст и министр без портфеля Михаил Абызов, координирующий деятельность организации «Открытое правительство». Также в разработке реформы принимают активное участие представители российского бизнеса.
В правительство доработанный законопроект должен быть внесён до 1 июня 2016 года, а уже с 1 января 2017 года шесть пилотных ведомств, на которые приходится 80% контроля, должны будут перейти на новую систему государственного надзора. В идеале, по словам того же Абызова, должны будут перейти все, однако, не исключено, что ряд сложностей по исполнению нового законопроекта на первых порах всё же предвидится.
Фото Slovodel
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).