На американских биржах нездоровое оживление: всё падает в тартарары. Индекс S&P 500 пробил очередное дно: если 20 января это было 1859 пунктов, то сегодня индекс опустился уже отметки в 1853. Это вполне определённый сигнал для спекулянтов — раз за короткий период индекс два раза заныривал под минимумы 2014 и 2015 годов, значит, надо продавать.
Что на этот раз не так?
Ну, во-первых, 16 декабря ФРС США повысила ставку — с того момента, как и ожидалось, биржи уверенно спускаются вниз: общий размер падения уже превысил 10%. Оно и понятно, после долгих лет трепыхания на стимуляторе дешёвых денег долларовая экономика больше не может существовать без постоянной работы печатного станка.
Однако если довольно паршиво чувствует себя сейчас вся мировая финансовая система, то кое-кому, похоже, уже наступает натуральный карачун. И этот кто-то — немецкий гигант, «Дойче банк», чьи акции упали вчера на 11%, почти обновив минимумы лета 2009 года.
Я сверился на сайте банка с историей котировок за последние несколько десятилетий. Как я и ожидал, банк тестирует сейчас абсолютные минимумы — на столь низких уровнях котировки не задерживались надолго с начала 1980-х годов, а если мы учтём инфляцию евро и немецкой марки, то мы поймём, что сейчас банк переживает чуть ли самый крупный кризис со времён Второй мировой войны:
Конечно, проблемы наблюдаются не только у самого крупного банка Германии, проблемы сейчас есть у всех. Фондовый рынок Греции, например, обвалился уже до уровня 1990 года — что вполне естественно для страны, которая хотела бы, но никак не может объявить себя банкротом.
Однако немецкий-то банк имеет солиднейшую репутацию — это один из главных банков планеты, 12-е место по размеру активов в списке Forbes Global 2000. И вот, несмотря на репутацию и размер «Дойче банка», мы с ужасом наблюдаем, что спекулянты оценивают риск его разорения почти таким же высоким, как риск разорения несчастных греческих банков.
Как видите ещё в середине января всё было относительно пристойно, резкий рост начался меньше месяца назад. Можно предположить, что повышение ставки Федрезервом вызвало проблемы у нефтяных компаний, на платежи которых, в свою очередь, рассчитывал «Дойче банк». Судя по поведению инвесторов, судя по резкому снижению котировок акций банка и не менее резкому взлёту ставок на банкротство банка, дела у «Дойче банка» обстоят самым тревожным образом.
Вы спросите меня — почему же снижаются фондовые индексы США? Ведь если проблемы будут у немцев, экономика США только выиграет?
Отвечу. Всё дело в размерах. «Дойче банк» сейчас вполне может стать тем Lehman Brothers, банкротство которого официально открыло в 2008 году предыдущий сезон мирового кризиса. Вот только на этот раз масштабы финансового цунами обещают быть несколько больше: если в случае Lehman Brothers речь шла о нескольких сотнях миллиардов плохих долгов, то на балансе «Дойче банка» находятся деривативы на сумму в 64 трлн долларов.
Для понимая масштабов — это в четыре (!) раза больше, чем ВВП США. Если финансовый астероид таких размеров ухнет в океан мировой экономики, поднявшееся цунами банкротств не оставит от долларового мира камня на камне. Мало не покажется никому.
Так что если кто-то думает, что хитрые американцы пытаются таким вот образом решить свои проблемы за счёт безответных немецких бюргеров, спешу вас разочаровать. Финансового смысла в этом не больше, чем в поджигании квартиры соседа по деревянному бараку. Начавшийся пожар непременно перекинется на весь дом.
Что будет дальше?
«Дойче банк», конечно же, попытается избежать банкротства, и его наверняка будут спасать любой ценой. Не факт, что справятся — особенно в нынешней ситуации, когда европейцы вяло пытаются реформировать свои неповоротливые финансовые органы.
Однако спасать банк однозначно будут и я не удивлюсь, если спасут. Вчера немцы спешно опубликовали отчёт, в котором заявили, что у них достаточно денег для выплат в этом и даже в следующем году.
В самое ближайшее время можно ожидать попыток регуляторов ограничить продажу акций «Дойче банка». Как показывает опыт, толку от этой суеты не будет, поэтому центробанки США и Евросоюза вероятно вынуждены будут прибегнуть к последнему средству — переключить свои печатные станки в режим форсажа.
Само собой, и это решение будет временным — вариантов красивого выхода из нынешнего тупика для мировой финансовой системы пока что не просматривается вовсе. Рано или поздно — может быть, уже в 2016 году — долларовый мир вынужден будет пережить тяжелейшее протрезвление. Но всё же конкретно проблему завязшего в болоте немецкого бегемота, возможно, совместными усилиями и удастся решить.
Мы с вами узнаем об успехе или неудачи операции в любом случае — будьте уверены, если «Дойче банк» таки крякнет, грохот падения будет слышен в каждом уголке нашей планеты.
Фото livejournal.