Владислав Шурыгин о перспективах вооруженного столкновения России и Турции.
Официальные сообщения из Сирии всё больше напоминают сводки перед началом второй мировой войны, когда фюреры и дуче будущих стран-участниц спешили создать себе политические оправдания будущим вторжениям:
Саудовская монархия рассматривает возможность направления в Сирию нескольких тысяч спецназовцев для проведения наземной операции в тесном сотрудничестве с Турцией, передаёт The Guardian. «Оба государства выступают против режима сирийского президента Башара Асада, они неоднократно выражали сомнения в перспективах политического урегулирования ситуации в стране», — напоминает газета. По словам советника министра обороны монархии Ахмеда Ассери, «Саудовская Аравия может высвободить необходимые для наступления в Сирии силы благодаря успехам йеменской операции, в которой королевство участвует с марта 2015 года».
Пентагон положительно оценил инициативу саудитов. «Такие новости очень благоприятны», — сказал министр обороны Картер. Он сообщил также, что «намерения Эр-Рияда будут обсуждены с представителями королевства на следующей неделе в Брюсселе».
Эрдоган: «Мы не хотим сделать ту же ошибку в Сирии, что и в Ираке. Необходимо видеть горизонт. То, что происходит в Сирии, может происходить лишь до определенного момента. В какой-то из них это должно измениться», — сказал он.
По словам Эрдогана, военные силы Турции «готовы к любым возможным ситуациям» в Сирии. Он отметил, отвечая на вопрос о возможной наземной операции турецких войск в САР, что «нельзя говорить о таких вещах». Но добавил, что «когда это необходимо, ты делаешь то, что нужно».
«Что вы делаете в Сирии? Вы по сути являетесь оккупантом», — сказал Эрдоган, обращаясь в адрес президента России Владимира Путина…
Фактически, Турция и Саудовская Аравия заявляют о своей готовности начать военную интервенцию в Сирии. Причём, без какой-либо санкции ООН или договора с официальным Дамаском. Примерно так же, как до этого Турция неоднократно вторгалась на иракскую территорию, проводя карательные операция против курдов, а Саудиты вторглись в Йемен, прикрываясь обращением изгнанного из страны президента. Примечательно, что Саудовские принцы считают это обращение законным и достаточным для своего военного вмешательства, а вот присутствие в Сирии Российских войск, переброшенных туда по просьбе законного президента страны, да ещё во исполнение подписанного в 1980 году договора о мире и дружбе — незаконным. Почти синхронно с этим в прессе появились «вбросы» о, якобы, готовности Турции вторгнуться в приграничные районы Сирии. Так, британская The Independent допускает, что приведение ВВС в полную боеготовность может означать подготовку к полноценному военному вторжению на территорию Сирии. «Гражданская война в Сирии перешла в решающую фазу, за прошедший год курды существенно повысили эффективность своей армии, а многие каналы „подпитки“ ИГИЛ* из Турции в этом районе, были ликвидированы…» — пишет издание. В этих условиях Эрдоган вполне может начать радикально реагировать на ситуацию.
Но другие эксперты критично воспринимают эти «вбросы», считая, что Турция едва ли решится на такую военную авантюру, которая будет означать военное вторжение в суверенное государство страной, входящей в блок НАТО. Такое самоуправство Эрдогану просто не простят.
Очевидно, что и турки, и саудиты явно не спешат выполнять эти свои обещания.
Причин тому несколько.
Сначала взглянем на ситуацию в Саудовской Аравии. Сегодня королевство стремительно сползает в тяжелейший за всю историю экономический и политический кризис. Нынешний правитель КСА король Салман Аль Сауд стар (ему 80 лет) и тяжело болен. Фактически, Саудовской Аравией от его имени управляет несколько групп наследных принцев, претендующих на престол и непрерывно враждующих друг с другом. В условиях такой политической турбулентности королевство было ими втянуто в военное противостояние в Йемене, где восстали шииты-хуситы. Итог этой авантюры печален — хусситы постепенно перехватывают инициативу и теснят саудовские войска с угрозой взять под свой контроль стратегический перешеек Аденского залива, через который идёт экспорт саудовской нефти. Экономика королевства в глубоком кризисе. Так, 2015 год Эр-Рияд завершает с рекордным дефицитом бюджета в почти 100 млрд долларов, что составляет 15% от ВВП. (Для сравнения — в России дефицит составляет сегодня всего 3,5% ВВП, на Украине — 7,5%). Цена на нефть стремительно падает, и в 2106 году дефицит бюджета Саудовской Аравии, по мнению экспертов, может достигнуть уже 60% от ВВП.
Одновременно с этим налицо системный кризис главного геополитического проекта Саудовской династии — ваххабитско-салафитского «передела» Большого Ближнего востока, который больше сорока лет осуществлялся саудовской династией и её союзниками из Катара и присоединившейся к ним в последние годы исламисткой эрдогановской Турции. После неудачных попыток шестидесятых годов прошлого века объединить арабский Восток и Северную Африку в единое геополитическое образование под знаменами панарабской социалистической партии БААС, против которых решительно выступала саудовская династия, видя в этом угрозу своему существованию, Эр-Рияд сам в свою очередь занялся объединением Ближнего Востока, но уже под своим протекторатом.
В рамках этого плана с начала семидесятых годов Саудиты установили самые тесные отношения с США, играя до поры до времени роль расточительно богатых и щедрых союзников американцев на Ближнем Востоке, готовых во всём следовать за ними. На многомиллиардных саудовских финансовых вливаниях и взятках выросло два поколения американских политиков и дипломатов. С их помощью и их руками в девяностые-двухтысячные годы в ходе американских военных интервенций и спецопераций саудиты сначала ослабили и изолировали, а за тем и окончательно «зачистили» самые мощные светские режимы Ближнего Востока — Ирак и Ливию, уничтожив БААС, как геополитического соперника. Новый этап саудовской экспансии начался с так называемой «арабской весны», в ходе которой окрепшие на деньгах Эр-Рияда отряды и армии экстремистов начали победное шествие по Ближнему востоку, занимая одну страну за другой. Именно КСА и Катар являются главными ко-спонсорами и кураторами и ИГИЛа, и «Джебхад ан-Нусры» **, и пресловутой «Аль-Каиды» ***, и ещё целого клубка различных экстремистских группировок.
Но уже очень скоро план Саудитов дал осечку. Продвижению Саудитов к всемирному халифату очень жёстко воспротивился другой полюс исламского мира — шиитский Иран, увидевший в этой экспансии прямую угрозу своему существованию. Во всех захваченных Саудитами странах начались выступления шиитов, которые очень скоро перешли в вооруженное противостояние. Затем произошёл сбой плана в Египте, где кураторы из США, напуганные резким реваншем исламистов, руками египетских военных «зачистили» просаудовскую группировку Мурси. А за тем эрриядский «дранг-нах-остен» окончательно забуксовал в Сирии после того, как правительство Асада было поддержано сначала Ираном, а затем и Россией. Ещё больше осложнила положение Эр-Рияда поддержка Ираном шиитов в Ираке, которые, взяв здесь власть в свои руки, постепенно загоняют ИГИЛ всё дальше в пустыню.
В итоге саудовские принцы попадают в классический цейтнот. Ни времени, ни ресурсов на выполнение своих амбициозных планов у них уже нет. И сломала эти планы Россия, но пытаться в одиночку бросать ей вызов саудиты едва ли готовы…
Теперь о Турции.
Вооруженные силы Турции за последние годы, даже не смотря на борьбу Реджепа Эрдогана с военным руководством, хотя развиваются достаточно динамично, но в тоже время не равномерно. В частности, военно-политическое руководство страны в первую очередь отдает приоритет развитию военно-воздушных сил.
Так, за последние несколько лет ВВС получили не только самолеты дальнего радиолокационного обнаружения на базе пассажирского Боинга-707, но и открыли несколько программ по модернизации истребителей F-16, до уровня модификации «блок 52» с увеличенной дальность полета, более мощным двигателем, новой системой навигации, а также расширенными возможностями по применению высокоточных авиационных средств поражения класса «воздух-земля».
Помимо F-16, на вооружении турецких военно-воздушных сил остаются и достаточно старые F-4 «Фантом-2», правда прошедшие модернизацию и получившие наименование «Терминатор». За счет применения подвесных прицельных контейнеров «Лайтенинг-2» модернизированные «четверки» могут эффективно поражать наземные цели управляемыми бомбами и ракетами. Правда, возможности по борьбе с воздушным противником у «Терминатора» остались достаточно скромными, что в принципе устраивает турецких генералов, рассматривающих модернизированные F-4 в первую очередь как многофункциональный фронтовой бомбардировщик.
В авиационном парке ВВС Турции есть не только ударные машины, но и летающие танкеры КС-135 «Стратотанкер», и даже самолеты радиоэлектронной борьбы. А вот средства противовоздушной обороны, основу которой составляют ЗРК «Хок», достаточно слабые, что в свое время заставило НАТО разместить на турецкой территории батареи зенитно-ракетных комплексов «Патриот».
Турецкие сухопутные силы, в состав которых входят несколько десятков мотопехотных, танков и артиллерийских бригад, сведенных в девять корпусов и четыре армии, в отличие от военно-воздушных сил похвастаться современной техникой не могут: более 70% образцов вооружения и военной техники — это прошедшие модернизацию старые американские танки М-60 и бронетранспортеры М-113, либо созданные на их базе турецким оборонно-промышленным комплексом боевые машины (БТР ACV-15 и ряд других).
Относительно недавно, танковый парк СВ пополнили закупленные из запасов Бундесвера танки «Леопард-2», а так же российские БТР-80. Правда, следует отметить, что вооруженные силы Турции активно перевооружаются и на отечественную технику, в частности на бронеавтомобили «Кобра», САУ «Фиртина» и т. д.
Самые опасные боевые машины в арсенале турецких сухопутных войск — это 12 американских систем залпового огня М-270, для которых Анкара закупила около 120 оперативно-тактических ракет MGM-140 ATACMS, способных поражать цели на дальности до 300 километров.
Не отстает от минобороны и турецкий военно-промышленный комплекс, прилагающий все усилия, чтобы отвоевать свою нишу на международном рынке вооружения. Несмотря на то, что пока контракты на поставку вооружения и военной техники носят скорее эпизодический характер, на последних выставках вооружения потенциальным покупателям ОПК Турции предлагают серьезные изделия — в частности крылатые ракеты воздушного базирования, сложные многофункциональные комплексы РЭБ и т. д.
Если говорить о возможном российско-турецком конфликте, то единственным вариантом действий Турции является сухопутное вторжение в северные районы Сирии с целью захватить район, населённый так называемыми «туркоманами» — турецкими туркменами, который все последние годы был опорным районом турецкой экспансии в Сирию. Но этот горно-лесистый район совершенно не способствует реализации преимущества Турции в количестве войск и боевой техники, а боевой опыт и современное вооружение сирийской армии, подкреплённые всей мощью российский ВКС, делают победный марш на Дамаск почти эфемерным. А вот ответ России на такое вторжение может быть более чем весомым. С территории Крыма Россия может нанести массированный удар крылатыми ракетами как воздушного, так и морского базирования. Целями будут, скорее всего, пункты управления, аэродромы, склады и другие стратегические объекты противника. Помочь сделать удар максимально-эффективным, а так же дезорганизовать вражескую авиацию и затруднить управление войсками сможет недавно развернутый в Крыму Центр радиоэлектронной борьбы Черноморского флота, оснащенный новейшими комплексами РЭБ, в частности «Мурманск», «Красуха-2», «Красуха-4» и т. д. В тоже время батареи береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», размещенные в Крыму, а так же действующие из района Сочи, с большой долей вероятности парализуют действия турецкий ВМС и, если не потопят, то точно заставят их оставаться в военно-морских базах.
Установленные на турецких кораблях комплексы ПВО, теоретически справятся с ракетами Х-35 комплекса «Бал», но сверхзвуковые «Яхонты» «Бастиона» им явно не по зубам.
Наращивая силу ударов, Россия нанесет не только серьезные потери вооруженным силам Турции, но «выбьет» часть стратегически важных объектов инфраструктуры.
Поэтому турки, используя всё более грозную риторику и делая громкие заявления, тем не менее, пока не готовы решиться на прямое военное противостояние с Россией. Для этого им необходимо, как минимум, заручиться поддержкой военной структуры НАТО, в которую входит Турция. Но вот готово ли НАТО поддержать военную авантюру Турции — вопрос открытый.
Каков же ответ России на эти танцы турок и саудитов на сирийских границах.
Ответ вполне очевиден: «В Министерстве обороны России закончилось совещание, на котором объявлено о начале внезапной проверки боеготовности Южного военного округа. Его войска, отдельные соединения ВДВ и военно-транспортной авиации этим утром, в соответствии с решением Верховного главнокомандующего, подняты по тревоге.
«В соответствии с решением Верховного Главнокомандующего в понедельник с пяти часов утра войска Южного военного округа, отдельные соединения Воздушно-десантных войск и военно-транспортной авиации приводятся в боевую готовность „Полная“. С этого времени мы приступили к внезапной проверке боевой готовности войск на Юго-западном стратегическом направлении», — заявил Шойгу. «Необходимо отработать весь спектр задач, решаемых органами управления и войсками, в том числе по борьбе с террористическими угрозами, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Оценить маневренные возможности соединений в ходе совершения маршей при создании группировок войск», — добавил министр.
Как добавил Шойгу, также необходимо проверить вопросы готовности авиации и сил ПВО к отражению ударов воздушного противника и защите важных военных и государственных объектов…»
Как говорится, без комментариев…
1 комментарий
санкции https://www.youtube.com/watch?v=QQzWjyY7Hag