Послушайте, это реально что-то не совсем обычное. В январе американские банки буквально посыпались один за одним. Bank of America и Morgan Stanley, а также Citigroup — все они несут колоссальные потери. И их владельцы, разумеется, тоже. Миллиарды долларов уходят в никуда, как вода в песок. Ещё один почтенный банкирский дом, JPMorgan, как-то ещё держится. Но и он всё же в минусе, пусть и не таком провальном.
Что же всё это значит? И почему банкопад происходит?
Речь, разумеется, идёт о падении котировок американских банков на американских же биржах. Нечто, на первый взгляд, несусветное там творится с нового года.
Названные банки потеряли уже четверть своей рыночной стоимости всего за месяц с небольшим. Учитывая, что их капитализация исчисляется десятками и даже сотнями миллиардов долларов, совокупные потери акционеров крайне высоки.
При этом с точки зрения бизнеса эти банковские институты выглядят по всем показателям вполне устойчиво. А рост процентных ставок, анонсированный ФРС США в декабре, по идее, должен был весьма благотворно сказаться на всём финансовом секторе. И вообще, акции кредитных учреждений всегда считались довольно консервативным средством вложения средств. Так что же творится с ними сейчас?
Часто ответа в том, что инвесторы — после выходя неоднозначной статистики по США и разочаровывающей по Китаю — теперь совсем не уверены в желании ФРС продолжить повышение стоимости централизованных кредитов. Соответственно, ожидания по росту прибылей приходится корректировать прямо на ходу. Это всегда болезненно.
С другой стороны, в банкопаде отчасти виновата дешёвая нефть. С одной стороны растут опасения за судьбу кредитов, выданных нефтяному сектору (хотя это всего 3-5% активов банковской системы, их списания не могут пройти бесследно для прибылей). С другой, многие видят риски того, что рецессия из нефтянки расползётся по смежным и связанным секторам. Да и вообще, если признаки синхронного торможения как американской так и китайской экономик найдут новые подтверждения, потребители станут брать меньше кредитов, отложат покупку домов и автомобилей, а некоторые и вовсе заявят о банкротстве.
Вот так снижение нефтяных цен парадоксальным образом вредит даже тем, кто, по логике, должны быть главными бенефициарами низких цен на сырьё.
Не совсем обычная ситуация, правда?