Наткнувшись на жёсткий и бескомпромиссный ответ России на геополитический вызов со стороны Запада, натовские интеллектуалы переживают творческий кризис.
Судя по всему, умами «паркетных генералов» из штаб-квартиры в Брюсселе овладела «хорошо забытая» идея, как победить РФ, не вступая с ней в открытое военное противостояние. Как сообщает The Wall Street Journal, НАТО разрабатывает стратегию быстрого реагирования на так называемые нетрадиционные способы ведения войны.
По большому счёту, речь идёт о методах т.н. «гибридной войны», которые активно обсуждаются в СМИ и экспертном сообществе ещё со времён начала войны в Донбассе. Как и следовало ожидать, натовские стратеги оправдывают готовящееся расширение поля конфликтного взаимодействия с РФ, называя это реакцией на «агрессивные действия» Москвы.
Как выясняется, те страны, которые «оказались под давлением со стороны России или другой страны», теперь могут рассчитывать, скорее, не на военную, а на неконвенциональную помощь. «Подобная поддержка будет включать в себя отправку экспертов по кибербезопасности для реагирования на хакерские атаки, специалистов по коммуникации для противодействия пропаганде и даже развертывание передовой группы сил быстрого реагирования НАТО», — говорится в статье.
Впрочем, последний пункт не предполагает использование «группы оперативного подскока», названной «Острие копья», в боевых действиях. Как следует из материалаWSJ, копьё будет создано исключительно в целях устрашения. А, точнее, «демонстрации поддержки альянса в адрес союзника и убеждения Москвы ослабить давление».
Остальные «ноу-хау» — сочетание использования военных без опознавательных знаков (наёмники из ЧВК), экономического давления и пропаганды руководство НАТО уже апробировало в ходе войны в Донбассе, а также в рамках второй редакции «холодной войны» с Россией (экономические санкции, антироссийские информационные кампании в западных масс-медиа).
Ожидается, что министры обороны стран НАТО соберутся 10 февраля в столице Бельгии, чтобы ещё раз обсудить и скоординировать нетрадиционные методы ведения войны.
Как заявил генсек организации Йенс Столтенберг, он договорился с главой евродипломатии Фредерикой Могерини относительно «активизации тесного сотрудничества между НАТО и ЕС в их борьбе с приёмами современной гибридной войны».
По мнению постпреда России при НАТО Александра Грушко, угроза так называемой гибридной войны выступает лишь предлогом, позволяющим североатлантическим «ястребам» «найти оправдание своим действиям на восточном фланге».
В разговоре с «СП» замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин процитировал выдержку из материала польского издания Rzeczpospolita, датируемого мартом 2014 года после исторического воссоединения Крыма с Россией.
— Автор одной нашумевшей статьи выразился, помнится, в таком ключе: «спасибоПутину за очередное напоминание, что НАТО это даже не «бумажный тигр», а «мыльный пузырь». Эта абсолютно гениальная фраза — как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Она точно описывает состояние этого военно-политического союза. Поляки, находясь внутри, уже давно поняли это. Потому, что это единственная нация в Европе, которая сохранила оборонное сознание. Соответственно, они лучше всех осознают, куда попали. По прошествии двух лет после тех событий НАТО пытается перестать быть «мыльным пузырём». И начать хоть как-то реагировать на происходящее.
— Можно ли назвать реакцию Альянса адекватной?
— Пока я не наблюдаю какой-либо адекватности. Это, скорее, напоминает имитацию бурной деятельности в целях оправдания собственного существования. То есть, не перестав быть «мыльным пузырём», продолжать уверять всё человечество в том, что это самый успешный в истории и сильный военный блок.
— В чём заключается его главная уязвимость? Казалось бы, совокупный оборонный бюджет стран НАТО и военные расходы РФ просто несоизмеримы.
— Во-первых, воюют не деньгами, а оружием. А во-вторых, для того, чтобы воевать, нужна психологическая готовность. В Европе уже давно нет ни того, ни другого. Большие расходы Альянса объясняются чрезмерными издержками на содержание личного состава. Это следствие порочной, но пока ещё очень популярной в российских экспертных кругах идеи создания профессиональной армии. На Западе эта реформа уже давно была проведена.
Когда вы набираете контрактников в США или, допустим, во Франции, нужно предложить им очень хорошее содержание, чтобы на вербовочные пункты хоть кто-нибудь приходил (пускай даже люмпены). Этим и объясняется раздутый бюджет НАТО. Плюс следует отметить колоссальную дороговизну техники. Из-за чего она закупается в очень незначительных количествах. Так что, европейские армии, вообще, неспособны воевать.
В результате ВС США это, собственно, и есть практически всё НАТО. Конечно, есть ещё Турция, которая живёт отдельной «интересной» жизнью. Есть и Греция, для которой единственный потенциальный противник это…»партнёр» по НАТО в лице Турции.
Американцев утомляет бремя лидерства, которое приходится оплачивать за свой счёт. Как ожидается, в этом году бюджет Пентагона урежут на $ 26,4 млрд. до $ 569,3 млрд. Штаты не хотят больше тащить НАТО в одиночку.
— Как отразится на НАТО, разразившийся между Вашингтоном и Анкарой «скандал в оборонном семействе» по поводу поддержки курдов со стороны США?
— Американское издание The Wall Street Journal уже назвало Турцию главным препятствием в урегулировании конфликта в Сирии. Журналисты WSJ договорились до того, что ВС Турции при необходимости будут атаковать и союзные силы США, если последние не прекратят поддерживать курдов. Зная Эрдогана, можно было догадаться, куда заведёт его политика «неоосманизма». Естественно, США как гегемон не потерпят существования никаких других империй, кроме собственной.
Напомню войну 1956 г. (т.н. «Суэцкий кризис»), когда египтяне попытались вернуть под свой контроль водную артерию, соединяющую нефтеносные поля стран Персидского залива с Европой. Тогда американцы выступили против своих ключевых союзников (Британии, Франции и Израиля), чтобы те даже не пытались претендовать на имперский статус. В результате, парадоксальным образом, США и СССР выступили в качестве ситуативных союзников.
Резюмируя, в основе Альянса лежит идея коллективной ответственности. Когда каждый участник блока помогает любому другому обеспечивать свою безопасность. Однако, постепенно, эта установка переродилась в свою противоположность — в принцип коллективной безответственности. Когда никто не хочет отвечать за других. В конечном счёте, все надеются только на помощь США, где сейчас набирает обороты предвыборная кампания. А для американского избирателя всегда на первом месте были внутренние проблемы. И такой изоляционизм будет только усугубляться. При том, что кандидаты на высший пост жёстко критикуют Обаму за провалы во внешней политике.
Американцы пытаются реагировать на появление новых военных средств и технологий разрешения конфликтов, считает замдиректора ИСКРАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
— Речь идёт о нетрадиционных военных действиях. Хотя, собственно, «четвёртое, информационное пространство» ведения войн было осмыслено уже по итогам Второй мировой войны. То же самое касается нерегулярных формирований, с которыми мы сначала столкнулись в Афганистане, а американцы потом в Ираке.
Это общая тенденция, на которую реагирует НАТО. Понятно, что в качестве обоснования перехода к новой тактике они ссылаются действия России. Одновременно ставится задача заставить европейцев раскошелиться на оборону. В НАТО можно по пальцам одной руки пересчитать страны, которые укладываются в положенную квоту (2% от ВВП) в плане военных расходов.
— Как Москве следует реагировать на «нетрадиционное» поведение военных антагонистов?
— Надеюсь, с нашей стороны не будет никакой истерии по этому поводу.
— Но она не может не обращать внимания на наращивание конвенциональных вооружений и баз США/НАТО по периметру российских границ?
— Да, и это не секрет, что в прошлом году по сравнению с 2013 годом число учений Североатлантического альянса выросло на 38%, а по отношению к 2014 году прирост составил 10%.
Американцы сделают всё, чтобы заставить европейцев тратиться на оборону. В этих целях они будут муссировать тему «российской угрозы», «агрессивного поведения» Москвы. Но я не вижу за этим реального повышения уровня военной опасности для РФ.
— Порошенко и его сподвижники надеются, что на июльском саммите НАТО в Варшаве государства-члены Альянса возьмут ВСУ на материально-техническое иждивение.
— Не думаю, что Украину возьмут на военное содержание. По той простой причине, что европейцы не видят угрозы со стороны России. К тому же не в их интересах тратить деньги на украинскую власть, которая ведёт себя непредсказуемым образом. Думаю, что заявления Порошенко и Саакашвили рассчитаны на «внутреннее потребление». Европейцам и НАТО просто не до этого.
Статью в WSJ нельзя воспринимать, как попытку западной элиты поделиться своими соображениями с мировой общественностью, отмечает эксперт в области геополитики Константин Соколов.
— Совершенно очевидно, что истинные намерения НАТО не подлежат широкой огласке. Это, скорее, некий пиар-ход, призванный оправдать последующие действия.
— В чём они могут состоять?
— Тезис о том, что НАТО или коллективный Запад «проигрывает России на Украине», представляется мне спорным. Если, конечно, отталкиваться от истинной предпосылки событий последних двух лет. По моему мнению, исходная задача состояла в отрыве Украины от России путём дезинтеграции и экономического разгрома наших соседей.
Руками Порошенко и его соратниками Украина доведена до уровня заштатной африканской страны. На днях глава Минфина Яресько заявила, что у Киева нет даже денег на проведение парламентских выборов. Добиваются последние очаги промышленности и высоких технологий. Так, вице-премьер РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин оценил потери украинского ВПК от расторжения контрактов с российскими заказчиками в более чем $ 2 млрд.
Это и есть та самая «экономическая война», о которой говорят в штаб-квартире НАТО. А что, извините, такое экономические санкции против России, участие западных наёмников из частных военных компаний на стороне украинской армии, развёрнутая в СМИ кампания по очернению образа России в мире? Разве это не элементы той самой пресловутой «гибридной войны», которая уже давно ведётся против РФ?
— То есть, методы давно апробированы, и речь идёт лишь о том, как наращивать давление на этом направлении?
— Западные элиты никогда не убирали из первоочередной повестки планы по развалу России. Технология обкатана — уже понятно, что Украина в прежних границах никогда не объединится. То же самое происходит с политической картой Ближнего Востока.
— Россия в военном плане НАТО «не по зубам», поэтому нас хотят взять экономическим и информационным «измором»?
— Разумеется. США даже не рассматривают ядерную сверхдержаву в качестве военной цели. Россия для них, скорее, главный приз в глобальной борьбе за доминирование. Потому что американское и европейское население представляет на текущий момент самую дорогую и избалованную рабочую силу в мире. Западные элитарии наберут других.
С этим связан организованный заброс в Европу огромных потоков беженцев. На фоне будущих социально-политических потрясений образуется территория нестабильности, где безработные люди будут прозябать в нищете. Они-то и станут «пушечным мясом» в стратегии «превентивной войны» США. Причём войска напрямую задействованы не будут. Против России будут вести «подпольную войну» международные террористические структуры. По типу тех, к появлению которых на Ближнем Востоке приложили руку спецслужбы США.
ИГ* это, вообще, «сборная солянка», международный террористический интернационал, куда съехались фундаменталисты со всего мира. Аналогичные методы могут использовать и против России.
— Насколько наша страна готова к отражению неконвенциональных угроз?
— К, сожалению, проблемы есть. Крупные экономисты обращают внимание на то, что в РФ искусственно провоцируется экономический кризис. С другой стороны, под его сурдинку готовится приватизация крупной госсобственности. А ведь это инфраструктура, которая скрепляет государство и поддерживает его единство.
Я уже не говорю о создаваемых территориях опережающего развития, которые, фактически, отдаются на откуп различным управляющим компаниям. Можно приводить много примеров — добивается бесплатное здравоохранение, образование, фундаментальная наука. Вместо этого колоссальные средства бездумно тратятся на имиджевые проекты вроде Олимпиады, Чемпионата мира по футболу, подготовку к саммиту АТЭС, Универсиаду в Казани. То есть, на развлечения народные деньги «текут рекой». Зато никакого реального проекта по построению высокотехнологичной «экономики знаний» что-то не видно.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.
Фото ТАСС