Во вторник, 9 февраля, директор национальной разведки США Джеймс Клеппервыступил в Конгрессе с ежегодным докладом, посвященным оценке глобальных угроз безопасности Америки. Россия оценивается по семи пунктам — от угрозы киберпространству до Сирии и Донбасса.
Первые два пункта связаны с защитой киберпространства. По мнению Джеймса Клеппера, Россия имеет возможность проводить в Сети разведывательные операции с целью поражения критически важных объектов инфраструктуры, сбора информации, проведения «операций влияния». Кроме того, через киберпространство Россия якобы стремится воздействовать на мировое общественное мнение. В частности, говорится в докладе, Москва «размещает на коммерческих сайтах дезинформацию с целью воздействовать на онлайн-медиа для изменения дискурса и намеренного создания путаницы».
Следующие два пункта связаны с ракетными и космическими технологиями. В третий раз Россия упоминается в докладе, как сторона, нарушающая договор о ракетах малой и средней дальности (РМСД). В четвертый — как источник угроз в космосе. Россия и Китай совершенствуют свои военные и разведывательные спутники, сказал Клеппер, и активно развивают космическое оружие, которое может в ближайшие годы стать угрозой для военных, гражданских и коммерческих космических систем США.
Отдельной угрозой названы действия «традиционных» разведок, прежде всего спецслужб России и Китая. Шестой опасностью — действия России в Арктике, где она «наверняка продолжит поддерживать военное присутствие вдоль северной береговой линии», чтобы обеспечить контроль над «своей исключительной экономической зоной».
Наконец, седьмой раз Россия упомянута в блоке доклада, который посвящен региональным конфликтам на Украине и в Сирии. «Несмотря на экономический спад в стране, Кремль намерен проводить жесткую внешнюю политику и в 2016 году… Его готовность тайно использовать военные и военизированные силы в соседнем государстве продолжает вызывать тревогу в странах вокруг России, включая членов НАТО», — заявил Клеппер.
Особенно американцев беспокоит активная позиция Москвы по «укреплению своего влияния в Евразии», стремление «повышать давление на соседние страны с целью вовлечения в Евразийский экономический союз», и геополитическая игра на Ближнем Востоке. Впрочем, считает глава разведсообщества США, «иностранная помощь» правительству Башара Асада, хотя и поможет ему вернуть контроль над «ключевыми местностями, такими как Алеппо», но «не сможет фундаментально изменить соотношение сил».
Мы попросили экспертов «Свободной прессы» оценить некоторые ключевые пункты доклада главы национальной разведки США.
Киберпространство и кибервойны
— Пока нет ни одного доказанного случая нанесения удара в киберпространстве одним государством по объектам другого, — напоминает ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. — Например, в 2007 году была зафиксирована серия кибератак на Эстонию. Веб-сайты правительственных учреждений Эстонии и другие эстонские сайты подвергались хакерским атакам после того, как власти страны решили начать работы по эксгумации останков советских воинов, захороненных у монумента Воину-освободителю в центре Таллина. Атакам, в частности, подверглись сайты президента, правительства, парламента, МИД, полиции и других ведомств, а также правящей Реформистской партии. По мнению эстонских властей, кибератаки были осуществлены с компьютеров российских правительственных учреждений.
Можно вспомнить также недавнее заявление генерального директора Радиокоммуникационной службы шведской обороны Дага Хартелиуса о том, что в 2015 количество кибератак на научно-исследовательские учреждения Швеции, промышленные объекты и органы власти «увеличилось в разы».
Но, повторюсь, убедительных доказательств, что за этими атаками стоит какое-то государство, так и не было предъявлено. Доказательств нет, зато кибератаки становятся прекрасным предлогом для принятия серьезных ответных действий.
Напомню, что уже в мае 2007 года Эстония обвиняла Россию в нарушении своего суверенитета, и даже говорила о необходимости ввести в действие 5-ю статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или несколько стран-членов НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на НАТО в целом). Это очень серьезный прецедент.
— Клеппер обвиняет Москву в том, что через киберпространство она якобы стремится воздействовать на мировое общественное мнение. Что на это можно возразить?
— К кибербезопасности, на мой взгляд, это не имеет отношения, поскольку речь идет о пропаганде. Клеппер говорит, что Россия «размещает на коммерческих сайтах дезинформацию с целью воздействовать на онлайн-медиа». А кто, спрашивается, мешает американцам размещать информацию в ответ? Получается, США считают, что обладают монополией на право размещать информацию?!
Заявление главы национальной разведки США тем более удивительно, что Штаты всегда выступали за свободу и конкуренцию в информационном пространстве. Получается, мы либо имеем дело с игрой, рассчитанной на очень наивную аудиторию, либо с обдуманной провокацией.
Напомню, что в ноябре 2002 года, накануне подготовки военной операции против Ирака, Генассамблея ООН приняла очень любопытную резолюцию — о приоритете использования телекоммуникационных систем в военной сфере. США тогда этим документом были очень недовольны — они считали его косвенным выпадом против их операции в Ираке.
Получается, с тех пор мало что изменилось. Американцы по-прежнему против того, чтобы кто-то другой использовал информационные технологии в военной сфере…
Ракетные и космические технологии
— США болезненно реагируют на применение Россией в сирийском конфликте крылатых ракет «Калибр НК», — отмечает командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО в 1998—2001 годах, генерал-лейтенант запаса, Герой России Валерий Горбенко. — Отсюда разговоры о том, что РФ якобы нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. На деле, американцы сами не придерживаются рамок Договора. Ряд американских крылатых ракет наземного и морского базирования, на мой взгляд, подпадали под условия Договора, тем не менее, США пошли на их размещение.
А теперь Вашингтон ищет предлог для осуществления дальнейших планов — только и всего. Напомню, что летом 2015 года агентство Associated Press опубликовало незасекреченные выдержки из доклада председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США генерала Мартина Демпси. В них говорится, что Вашингтон рассматривает возможность размещения в Европе или Азии ракет наземного базирования, нацеленных на российский ядерный потенциал.
Что касается нашей военной деятельности в космосе, аналогичные работы ведут и сами американцы. Наши разведывательные спутники никаких дополнительных угроз США точно не создают. Вообще, какие-либо претензии американцев на этом направлении выглядят странно. Мы же не упрекаем Пентагон в том, что он серьезно продвинулся в использовании беспилотников, позаимствовав для этого технологии у израильтян?!
А главное — мы не нарушаем никаких договоренностей относительно использования космоса в военных целях. Таких договоренностей попросту нет, и именно США занимают на сегодня лидирующие позиции в военно-космической сфере. Напротив, Россия всегда выступала против размещения в космосе оружия, способного сбивать спутники.
На мой взгляд, национальная разведка США пытается сейчас нагнетать напряженность. Американцы молчали, когда мы разоружались, а российская армия деградировала. Но теперь, когда военная мощь России понемногу восстанавливается, американцы задергались. Пентагону нужно оправдывать увеличение бюджетных ассигнований на военные нужды, и доклад главы национальной разведки США, в конечном итоге, играет на руку американскому ВПК…
Региональные конфликты
— Американская стратегическая разведка работает вполне адекватно, другое дело, ради интересов США аналитики своеобразно интерпретируют события, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Скажем, американцы правильно отмечают, что у России есть собственный интеграционный проект — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но США это пугает, причем еще со времен, когда проект только обсуждался.
Американцы изначально считали, что ЕАЭС необходимо что-то противопоставить, прежде всего, со стороны европейских союзников по НАТО и со стороны ЕС. Как мы сейчас видим, главной целью этой политики был отрыв Украины от Евразийского проекта, и предотвращение втягивания Киева в орбиту Москвы.
Причем, судя по выступлению Клеппера, формулировки в отношении России сейчас ужесточаются. Нас начинают обвинять в гегемонии и в «темных устремлениях» на Евразийском пространстве.
Как видно из доклада, США все более настойчиво хотят загнать РФ в узкие рамки региональной державы — пусть достаточно сильной, но без каких-либо серьезных глобальных претензий. Отсюда и тезис об угрозе геополитической игры Москвы на Ближнем Востоке.
На деле, директор национальной разведки США говорит о том, что Америке следует приложить все силы, чтобы никакой игры на Ближнем Востоке у России не получилось. Иначе Россия станет одним из полюсов силы в системе международных отношений, что для Америки не просто не выгодно, но и чрезвычайно опасно.
Для России это означает следующее. Нам нет смысла идти сейчас на компромисс с Европой, например, договариваться о зонах влияния. Это бесперспективно, поскольку США диктуют европейцам внешнеполитический вектор, и этот вектор явно антироссийский.
Доклад Джеймса Клеппера, кроме того, дает ответ на вопрос, который сегодня обсуждается в российском обществе: следует ли нам куда-то влезать, или же следует ограничить действия на международной арене?
Ответ выглядит так: только активные внешнеполитические действия гарантируют нам успех, в том числе экономический. Без этих действий наши западные партнеры не воспринимают нашу страну, как серьезного игрока. А раз так, попытка довольствоваться ролью заштатной региональной державы неизбежно закончится тем, что Россию будут делить, кромсать, и по частям втягивать в другие орбиты…
Фото ТАСС