Вторжение Турции и Саудовской Аравии в Сирию, как и война с Россией, ещё не предопределены, ситуацию определяют множество факторов: от личности Эрдогана до позиции Вашингтона. Однако такая вероятность существует. Тем более, что Турция и Саудовская Аравия в последнее время чувствуют себя «отверженными». США всё более отдаляются от своих прежних стратегических союзников.
Они уже выполнили свою роль — приняли самое активное участие в переформатировании Ближнего Востока. Но в Анкаре и Эр-Рияде забыли, что палка — о двух концах. Хозяева Запада планируют полную «перезагрузку матрицы», то есть территории Турции и Саудовская Аравии также запланировано расчленить на небольшие и более управляемые государственные образования или племенные территории.
Не удивительно, что тот же Эр-Рияд в последнее время развил бурную деятельность, сколачивая союз исламских государств, накачивая деньгами Египет и активно его вооружая, организовал вторжение в Йемен, пытается более дешёвой нефтью, чем у других стран, свалить конкурентов (в первую очередь Венесуэлу, Мексику, Нигерию и Россию) и занять их долю рынка и т. д. При этом расчленение Сирии для Саудовской Аравии и Турции в последние годы было приоритетной деятельностью. За счёт развала Сирии и ликвидации режима Асада Турция и Саудовская Аравия хотят решить ряд задач. В частности, нанести удар позициям Ирана в регионе, сокрушить враждебный режим, получить экономические выгоды в виде контроля над путями транспортировки нефти и т. д.
А вмешательство России в самый последний момент, когда падение Дамаска было уже не за горами, спутало карты Анкаре и Эр-Рияду. При поддержке русских ВС истощенная сирийская армия смогла перейти в контрнаступление. Понятно, что пока ещё далеко до победы, но успехи есть. Поэтому Турции и Саудовской Аравии необходимо принимать экстренные меры — прямое вторжение, или признать поражение. А также забыть об огромных потраченных на войну в Сирии средствах и ресурсах. Дамаск, при поддержке России и Ирана, рано или поздно восстановит порядок и выбьет бандформирования.
Поэтому Анкара сделала ряд резких движений. 24 ноября 2015 года в приграничном районе над территорией Сирии был сбит наш бомбардировщик Су-24М, по версии Анкары нарушивший воздушные границы Турции. Катапультировавшийся пилот самолета подполковник Олег Пешков был убит бандой боевиков, возглавляемой гражданином Турции. Затем террористы уничтожили вертолет Ми-8, на борту которого погиб морской пехотинец Александр Позынич. Анкара отказалась от публичных извинений. Теперь дело дошло до подготовки к интервенции в Сирию и обвинению Москвы в «военных преступлениях».
7 февраля турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара не должна повторять в Сирии той же ошибки, как когда она отказалась по предложению США вступить в коалицию для свержения режима Саддама Хусейна. «Мы не хотим сделать ту же ошибку в Сирии, что и в Ираке. Необходимо видеть горизонт. То, что происходит в Сирии, может происходить лишь до определенного момента. В какой-то из них это должно измениться», — сказал Эрдоган. По словам лидера Турции, военные силы Турции «готовы к любым возможным ситуациям» в Сирии. При этом Эрдоган обвинил Путина в оккупации Сирии: «Что вы делаете в Сирии? Вы по сути являетесь оккупантом».
8 февраля вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш утверждает, что часть авиаударов военных сил РФ в Сирии приходится на гражданские регионы. На заседании кабинета министров он заявил: «Мы видим, что авианалеты России в Сирии затрагивают гражданские регионы. Из предпринятых Россией около 6200 операций примерно 85 процентов имели своей целью умеренную оппозицию и гражданских». При этом он отметил, что боевые действия провоцируют новую волну беженцев.
9 февраля премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил о том, что его страна намерена защитить сирийский Алеппо, назвав это возвращением исторического долга: «Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш (во время Первой мировой войны), теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция».
10 февраля премьер-министр Турции Давутоглу сравнил действия России в Сирии с войной в Афганистане и заявил, что только 10% авиаударов России в Сирии приходится на позиции боевиков «Исламского государства» (запрещенная в РФ организация). По его словам, РФ завязнет в Сирии, как СССР в Афганистане: «Никто не должен забывать, как силы Советского Союза, значительные, существенные силы в период холодной войны вошли в Афганистан, оставив затем Афганистан в ситуации зависимости. Те, кто вошли в Сирию сегодня также оставят Сирию в зависимом положении».
11 февраля президент Турции Эрдоган предупредил, что терпение Анкары может быть исчерпано и тогда она приступит к активным действиям в Сирии. «Мы будем проявлять терпение до определенного момента, а потом мы примем необходимые меры. Численность новой волны беженцев может достигнуть 600 тысяч человек, если авиаудары не прекратятся», — заявил турецкий лидер на встрече с предпринимателями. В этот же день советник министра обороны Ахмед Асири, заявил, что Саудовская Аравия не намерена пересматривать решение о проведении сухопутной операции в Сирии.
Одновременно появились новости о переброске войск Саудовской Аравии в Иорданию и военных приготовлениях Турции. «Мы имеем серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции к военному вторжению на территорию суверенного государства — Сирийской Арабской Республики. Признаков скрытой подготовки турецких вооруженных сил к активным действиям на территории Сирии мы фиксируем все больше и больше», — сообщил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Возможные сценарии
Сирия. В целом понятно, что в настоящее время турецкая армия обладает подавляющим превосходством над сирийской. Особенно при участии военных контингентов арабских монархий, которые отвлекут часть ВС Сирии. Если в начале войны в Сирии сирийская армия была «крепким орешком» и могла нанести турецким войскам неприемлемый ущерб, то теперь ситуация кардинально изменилась. Сирийские войска истощены многолетней кровопролитной войной, понесены большие потери, солдаты морально устали, серьёзно ослаблен боевой потенциал — число «стволов», боеприпасы и т. д. Кроме того, сирийским войскам одновременно надо вести боевые действия с самыми различными бандформированиями — от «умеренных» до джихадистов. И часть войск будет отвлечено саудитами и их союзниками. Также стоит учесть, что под давлением «мирового сообщества» Дамаск был вынужден отказаться от крайнего средства защиты своего суверенитета — химического оружия.
Таким образом, если Турции с арабскими союзниками придётся иметь дело только с ослабленной сирийской армией, то Сирии будет подписан смертный приговор. Её окончательно и бесповоротно разделят на сферы влияния.
При таком сценарии Москва будет вынуждена или уйти из Сирии или ответить. Уход из Сирии вполне возможен, особенно если учесть ситуацию с Украиной и Донбассом. Ведь Москва имела все возможности воссоединить с Россией не только Крым, но и Донецкую и Луганскую области, а при желании и всю юго-восточную Украину. Киев тогда ничем не мог помешать. Вопрос стоял только, как далеко зайдут «зеленые человечки». Однако проект «Новороссия» свернули. Видимо, под негласным политическим давлением Запада. При этом все разговоры о ядерной войне с США и НАТО из-за Украины — это бред и обман. Никогда Запад не стал бы воевать из-за Малороссии-Украины по-настоящему. Дипломатическое давление, вопли о «русской угрозе», экономические санкции и постепенное наращивание сил НАТО на восточных границах — это предел. Всё это произошло и без возвращения Киева и Харькова. Повод — Крым. И давление будет продолжено, пока Москва будет вести переговоры с «партнерами» (нашими тысячелетними геополитическими врагами). Уход из Сирии возможен при активизации «политического процесса», «перемирии» основных сил. Де-факто при таком сценарии Дамаск может сохранить только Латакию-Тартусу, центр расселения алавитов.
Если будет принято решение поддержать Сирию, то возникает вопрос — как? Радикально усилить сирийские ВС Россия не может. Во-первых, сирийские войска истощены многолетней войной и вливания нового оружия и поддержка боеприпасами не могут серьёзно изменить ситуацию. Во-вторых, Турция и Запад могут радикально сузить каналы поставки оружия, боеприпасов и военных материалов. В частности, перекрыв проливы из Черного в Средиземное море. Турция будет воюющей страной и закроет проливы.
Возможно, что Россия поддержит сирийские войска с воздуха. При этом возможен сценарий, что удары будут наносить самолёты с сирийскими опознавательными знаками (или без них). Россия может создать большие проблемы Турции, несмотря на её численное превосходство в воздухе на сирийском направлении. Наличие у Сирии современных ВВС, ПВО, и флотской группировки гарантирует Анкаре большие проблемы.
Такой вариант, когда Турция проигнорирует российское присутствие, и не будет сама наносить удары по нашим позициям, а мы будем скрытно усиливать ВС Сирии, может устроить многих. Однако он чреват сползанием к расширению конфликта. И вряд ли устроит Турцию, Саудовскую Аравию и Запад в целом, которые уже нацелились на расчленение Сирии.
Анкара сейчас также стоит перед выбором: проигнорировать русское присутствие или нанести поражение нашей сирийской группировке. При таком варианте Турции придётся начать атаку против Хмеймима и других аэродромов, которые используются нашими ВВС, а также наших кораблей в Сирии. Тут Анкара может надеяться на то, что Москва не рискнет наносить ответный удар по базам на территории Турции, так как это ведёт к конфликту со всем блоком НАТО. В частности, возможен обстрел расположенного в пятидесяти километрах от турецкой границы Хмеймима с помощью дальнобойных РСЗО. Авиабаза, созданная на площадях гражданского аэропорта Латакии, лишена защитных сооружений для самолетов, и обстрел не позволит перебросить туда подкрепления. Также турецкая армия может бросить в этом направлении механизированную группировку. Также возможен удар турецких ВВС и ВМС по русской эскадре в Средиземном море.
В целом, с учётом изолированности сирийского театра от России, Турция имеет шансы на блицкриг в отношении нашей группировки. Однако Россия показала, что не всё так просто. Внезапное приведение в боевую готовность утром 8 февраля 2016 года русских ВДВ и военно-транспортной авиации намекает на возможность появления в Сирии дополнительного контингента наших войск. А это усиливает риски, ведёт к расширению конфликта.
Сложность в том, что Анкара не знает, как себя поведёт Москва. Россия может ответить ударами уже по территории Турции — базам флота и ВВС. Кроме того, не очевидно, что блок НАТО сразу бросится на помощь туркам. США и НАТО могут выждать некоторое время, ограничившись дипломатией и информационной войной.
С одной стороны, министры обороны стран НАТО дали добро на усиление военного присутствия альянса в Восточной Европе. Также в НАТО одобрили расширение военного присутствия в Средиземноморье и Черном море. Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что НАТО уже развернуло шесть штабов в Восточной Европе и два новых штаба будут развернуты там до конца года. НАТО также усилит воздушную и морскую группировку в Турции. По словам Столтенберга, дополнительные гарантии для Турции были одобрены в конце 2015 г. К ним отнесено развертывание в регионе самолетов радиолокационного дозора (AWACS), усиление воздушного патрулирования, увеличение присутствия ВМС стран НАТО в Средиземном и Черном морях. Также принято решение продлить пребывание в Турции части батарей ЗРК Patriot.
С другой стороны, США отказались выбрать между Турцией и курдами. Генсек НАТО заявил, что США и НАТО не поддерживают инициативу Турции по созданию на севере Сирии зоны безопасности полетов.
При этом выкладки некоторых «ура-патриотов» об ударах тактического ядерного оружия по Турции можно сразу забыть. Россия не может первой применить ЯО в такой ситуации. Только при вторжении вражеской армии на территорию России и катастрофическом положении русских ВС. Если Москва применит ТЯО по Турции, то автоматически Россию запишут в «обитель зла» («империю зла»). Российская Федерация станет изгоем хуже КНДР. США и НАТО получат благословение всего мира на «крестовый поход» на Восток. В итоге Москву заставят отказаться от ЯО, а после этого расчленение России неизбежно.
Ещё один возможный театр боевых действий — это Чёрное море. Ещё несколько лет турецкие ВМС имели серьёзное преимущество над нашим стареющим и серьёзно ослабленным после развала СССР Черноморским флотом. ЧФ потерял побережье Закавказья и Украины, остался только Новороссийск. Сам флот после раздела и списания многих кораблей на разделку уже больше напоминал флотилию. Полное преимущество у Турции было в подводном флоте (Турецкий подводный флот — безраздельный властелин глубин Черного моря) и в числе фрегатов и корветов. Однако в последнее время ситуация серьёзно изменилась. Во-первых, началось обновление и модернизация ЧФ. Во-вторых, мы получили «непотопляемый авианосец» — Крым с Севастополем, то есть имеем возможность коренным образом усилить наши позиции на Черноморском театре. В-третьих, была создана крымская группировка, переброшена авиация.
В результате Черноморский флот, при поддержке Дальней авиации, морской авиации и сил ПВО (истребительная авиация, зенитно-ракетные полки), вполне может нанести поражение турецким ВМС. Так, военный эксперт и специалист по морским вооружениям Константин Сивков считает, что в «результате военных действий ВМС Турции могут потерять до 40−45% своих надводных кораблей и катеров, а также до 4-х подводных лодок (что составит до 27% от их общего числа). При этом потери Черноморского флота могут составить: по кораблям основных классов и катерам — до 25−30%, по авиации — до 35%, по береговым войскам — до 30% и 1−2 подводные лодки».
Таким образом, Черноморский флот при поддержке авиации способен в течение недели нанести поражение турецким ВМС и в основном решить задачу завоевания превосходства в прибрежной зоне Черного моря. При этом наши потери тоже будут серьёзными, но флот сохранит боеспособность.
Вступление в игру США и НАТО. Проблема в том, что за Турцию может выступить блок НАТО. Тогда в Черное море войдет корабельная группировка НАТО в составе более 2−3 корабельных ударных групп из кораблей класса крейсер, эсминец и фрегат, которые будут поддержаны силами палубной авиации ВМС США с авианосных ударных групп (до 3-х авианосных ударных групп) из Восточного Средиземноморья. Кроме того, Штаты и страны НАТО могут наносить удары силами тактической авиации с аэродромов Турции. Тогда поражение Черноморского флота неизбежно, хотя противник и понесет определённые потери.
Далее возможна высадка вражеских десантов на черноморское побережье России и удары авиации НАТО с морского направления по объектам ВС, инфраструктуре РФ. НАТО может организовать Крымскую операцию. По сути, это сценарий Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. То есть РФ в состоянии нанести поражение Турции, как в локальном конфликте так и в полномасштабном (но уже с серьёзными потерями), но затем США и НАТО могут вмешаться и рядом ударов вынудить Москву пойти на уступки, особенно в условиях социально-экономического кризиса, который неизбежно перерастет в политический.
Ядерное оружие в такой ситуации никто первым использовать не будет. Для Москвы использование ЯО первыми — это полная дискредитация перед всем человечеством и соответствующие последствия. Для США и НАТО использовать ЯО нет необходимости, достаточно ввести полномасштабные экономические, технологические санкции, перекрыть поставки продовольствия и «кусать» РФ с разных направлений с помощью Турции, Грузии, Украины, Польши и т. д. Ждать, когда в РФ произойдёт дворцовый переворот или революция, или Москва сама пойдёт на «Парижский мир» с уступкой Крыма, демилитаризацией Черноморского бассейна и т. д.
Другие направления. Возможна эскалация и на других направлениях. Так, почти неизбежно, что при начале русско-турецкой войны на стороне Анкары выступит Украина. Есть возможность, что Украину поддержит и Польша. Киев попытается раздавить Донбасс и отбить Крым. Очевидно, что на крымском направлении украинская армия будет разгромлена. На Донбассе возможны варианты: поражение ополченцев, разгром украинской армии (если Россия поможет) или новая затяжная мясорубка. При этом Запад в любом случае выигрывает — русские убивают русских, сокращая общий потенциал. Одновременно Турция может попытаться организовать восстание крымских татар. Анкара может попытаться вызвать новую войну между Азербайджаном и Арменией за Карабах, что отвлечь внимание России на Кавказ.
Со своей стороны, Россия может сделать ставку на курдов в Сирии и самой Турции. Официально признать необходимость создания независимого Курдистана на территории Турции. Поддержать курдское движение опытными советниками, оружием и снаряжением.
Надо отметить, что, судя по всему, в Москве понимают всю опасность ситуации и особенно крымского направления. Так, серьёзные учения идут в Крыму. На полуострове в рамках внезапной проверки в воздух подняли истребительную авиацию, привели в готовность подразделения зенитных ракетных войск, сообщили в Минобороны России. Начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов проверил организацию работы пунктов управления 31-й дивизии ПВО в ходе отражения массированного ракетно-авиационного удара условного противника. По словам министра обороны России Сергея Шойгу: «Усилена группировка войск в Крыму, силы авиации и противовоздушной обороны к отражению массированного авиационного удара условного противника готовы».
Таким образом, Турция может вывести уже начавшуюся Четвертую мировую войну на более высокий уровень.
Фото Topwar
1 комментарий
Если Турция начнет военное вторжение вместе с саудитами, то какая судьба ждет сирийских беженцев, которые сейчас пребывают на турецкой территории?