Попытки перемирия и начавшееся вчера гуманитарное снабжение территорий, занятых моджахедами и умеренной оппозицией, не повлияли на снижение активности боевых действий в Сирии. По-прежнему наиболее напряженная ситуация складывается на севере провинции Алеппо, где Турция развязала гибридную войну, введя туда почти 5 тыс. «вежливых» коммандос. В основном это туркоманы и военнослужащие спецподразделений турецкой армии, которые выдают себя за местных жителей.
Для начала масштабной интервенции Турции в приграничные районы Сирии на севере Алеппо с военной точки зрения нет никаких препятствий. В Анкаре считают, что теракты в столице и в провинции Диярбакыр против турецких военнослужащих связаны с курдским фактором. И это может быть еще одним предлогом, чтобы расправиться с курдскими боевиками на севере Сирии. Эта территория уже пристреляна дальнобойной артиллерией (официально зафиксировано более 30 обстрелов). По некоторым данным, инженерные подразделения турецких войск разминировали на севере Алеппо 6 км участка сирийско-турецкой границы. В этот же район якобы переброшено около 4 тыс. боевиков-туркоманов. 500 из них сосредоточены в окрестностях расположенного в 10 км к югу от границы с Турцией города Аазаз, который считается стратегическим, и официальная Анкара ни при каких условиях не намерена уступать его курдам.
На днях вице-премьер Турции Ялчин Акдоган упомянул именно этот город и сказал, то он будет входить в так называемую линию безопасности, расположенную на расстоянии 10 км от турецкой границы в глубь территории Сирии. «Мы хотим начала наземной операции. Если по этому вопросу будет консенсус (имеется в виду консенсус с коалицией во главе с США. – Ред.), Турция примет участие. Без вторжения эту войну не остановить», – уверен Акдоган. Подобные цели обнародовал, как известно, турецкий премьер Ахмед Давутоглу, заявив, что приграничные территории, населенный туркоманами, ни при каких условиях не отойдут курдским отрядам народной самообороны (ОНС).
Данные цели неожиданно поддержал Вашингтон, который ранее призывал Анкару отказаться от агрессивных действий в отношении курдов. Но вчера официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что Белый дом от подобных действий предостерег и курдские отряды самообороны. «Мы обратились к лидерам ОНС с предложением воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности в регионе», – сказал Тонер. Мол, это делается для того, чтобы не провоцировать Анкару. А канцлер ФРГ Ангела Меркель опять предложила создать бесполетную зону вдоль сирийско-турецкой границы. Это предложение, как известно, поддержали многие европейские страны НАТО (Франция, Нидерланды и т.д.). Таким образом, налицо стремление ряда стран альянса и Анкары создать плацдарм, который войска президента Сирии Башара Асада не смогут контролировать.
О подобном сценарии, когда США и НАТО под предлогом гуманитарных целей поддержат создание на границах Сирии буферных зон, «НГ» писала неделю назад. Каковы истинные цели американцев, одновременно поддерживающих и турок, и курдов? Чего добиваются страны НАТО и как будет действовать в дальнейшем Анкара?
Во-первых, негласная поддержка Вашингтоном и НАТО агрессии Анкары – это действия по снижению роли Дамаска и Москвы, которые пытаются сломить сопротивление моджахедов на севере страны и добиваются там успехов.
Во-вторых, Запад и руководство Турции нацелены на то, чтобы под видом борьбы с режимом Асада расчленить Сирию (а также другие государства Ближнего Востока) на несколько частей. США и другие страны НАТО (в том числе сама Турция) поддержали автономию Иракского Курдистана, который не раз объявлял о независимости от Багдада. Такой настрой Вашингтона существует, видимо, и в отношении курдских анклавов в Сирии. Как известно, в сентябре 2015 года руководитель разведуправления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт в одном из официальных выступлений заявил, что «в будущем Сирия расколется на две или три части». О подобных тенденциях упоминала в феврале прошлого года американская аналитическая компания Stratfor в ее 10-летнем прогнозе развития ситуации в мире (Decade Forecast: 2015–2025). Ее аналитики утверждали, что наступила эпоха слома «национальных государств, устроенных европейскими державами в XIX и XX веках». Эту же мысль высказал недавно в статье New York Times бывший заместитель госсекретаря США Джон Болтон, который указал, что «цель восстановления иракского и сирийского правления в прежних границах фундаментально противоречит интересам американского, израильского и дружественного арабского государства (имеется в виду, видимо, Саудовская Аравия. – Ред.)».
Если исходить из логики американцев, допускающих распад Сирии, часть ее должна быть отдана Турции. Поэтому, видимо, США и удерживают курдов от ведения боевых действий вблизи мест, где проживают туркоманы (то есть сирийские турки). Россия, поддерживая Асада, пытается помешать подобным планам, заботясь об уничтожении всех его врагов.
Судя по всему, Россия не приостановит боевые действия против моджахедов и во взаимодействии с Ираном будет помогать войскам Асада расширять границы своего влияния. Только таким образом можно уберечь Сирию от распада. Поскольку возможность контроля за ее территориями со стороны американцев, саудовцев и турок на деле означает начало расчленения Сирии как минимум на три-четыре этнообразования. И влияние Асада и его сторонников в итоге будет распространяться только на западную средиземноморскую часть Сирии.
Фото Сont