Совет Безопасности ООН 20 февраля не смог достичь согласия в отношении российского проекта резолюции о соблюдении суверенитета и территориальной целостности Сирии. Казалось бы, безупречный с точки зрения международного права документ был отвергнут шестью членами Совета, трое из которых имеют право вето. Против проекта резолюции о соблюдении суверенитета Сирии, который предложила Россия, выступили США, Великобритания и Франция, а из числа непостоянных членов СБ – Украина (кто бы сомневался!), Новая Зеландия и Испания.
Таким образом, получается, что шесть стран открыто выступили против защиты территориальной целостности страны-члена ООН. Ситуация сюрреалистическая, поскольку такая позиция напрямую противоречит Уставу ООН, и часть стран, три из которых – постоянные члены Совета – выступили фактически против основных принципов всемирной организации.
Как можно трактовать состоявшееся голосование? Только как открытое поощрение агрессии против Сирии, за которым скрывается фактически не что иное, как взятый рядом стран курс на ее расчленение. В первую очередь речь идет, конечно, о Турции, хотя ни она, ни какая-либо другая страна в проекте резолюции не упоминалась. Именно Анкара намерена по кускам отчуждать северные участки сирийской территории, создавая на них некую «безопасную зону», а на деле выстраивая неоосманскую империю Эрдогана.
О том, что речь идет именно о территориальной экспансии турецкого режима легко судить о том, как быстро менялись предлоги для вторжения в Сирию. Если еще несколько месяцев назад говорилось только о создании зоны безопасности (как вариант: «бесполетной зоны») для сирийских беженцев, затем о защите прав туркоманов – тюркоязычного меньшинства, на деле никогда не притеснявшегося режимом Б.Асада, а в последние недели, когда отважные курдские отряды Партии Демократического союза развернули на севере Сирии наступление на позиции ДАИШ и «Джабхат- ан-Нусра» – об ужасных курдах-террористах.
Иными словами, предлоги использовались разные, но суть действий от этого не менялась: подпитка террористических бандформирований оружием и людьми, артиллерийские обстрелы сирийской территории, которые были задокументированы соответствующими видеофайлами, засылка в Сирию турецкого спецназа, «засветившегося» записями в соцсетях – всего этого достаточно, чтобы сделать вывод, что Турция всеми доступными средствами борется за контроль над северной Сирией.
Да, дело пока не дошло до ввода войск, но здесь уже играет роль позиция турецкого генералитета и политического класса в целом, который, судя по всему, не готов полностью и безоговорочно поддержать безумные идеологические проекты Т.Эрдогана и его премьера А.Давутоглу (он, кстати, родом из крымских татар), который, возможно, играет самую зловещую роль в этой истории. Армия, всегда являвшаяся столпом турецкого государства, даже ослабленная эрдогановскими репрессиями, понимает, что военное вторжение на территорию Сирии не только чревато возможным столкновением с Россией и конфликтом с арабским миром, который помнит о пятисотлетнем владычестве Османской империи, но и последующим развалом самого турецкого государства.
Но кто еще, кроме Турции, может быть заинтересован в расчленении Сирии и какие признаки этого мы наблюдаем? — Среди известных кандидатов на эту роль – Саудовская Аравия, которая 13 февраля заявила о том, что направляет боевые самолеты на территорию Турции якобы для борьбы с ДАИШ. В заявлениях министра иностранных дел А.Джубейра и советника министра обороны бригадного генерала А.Асири говорилось и о возможности наземной операции, также против ДАИШ, силами саудовского спецназа. В течение последней недели они не раз повторяли эту установку, хотя и оговаривались, что Эр-Рияд пойдет на это только в случае, если решение о ней будет принято коалицией против ДАИШ под руководством США. Принято оно или нет, судить рано, поскольку нет никаких данных об итогах совещания министров обороны коалиции в Брюсселе 10-11 февраля, в котором принял участие преемник наследного принца Мухаммед бен Сальман, а из Вашингтона звучат взаимоисключающие заявления как о возможности такой операции, так и об отсутствии намерений ее проводить.
Положение Эр-Рияда если не хуже, чем Турции, то вряд ли ему стоит позавидовать. У правящей династии очень много проблем – от низких цен на нефть, опустошающих казну королевства (дефицит бюджета за 2015 год составил 98 млрд долл.) до нерешенной проблемы Йемена, где война, которую ведет с марта прошлого года против хуситов возглавляемая саудовцами коалиция, весьма далека от завершения; она тоже пожирает колоссальные ресурсы и сковывает вооруженные силы.
Тем не менее планы вторжения в Сирию саудовскими властями постоянно подтверждаются, поддержка вооруженной сирийской оппозиции не ослабевает, а 19 февраля А.Джубейр заявил о необходимости снабдить ее средствами противовоздушной обороны, чтобы противостоять ВВС армии Б.Асада. Не ослабевает и риторика о необходимости свержения сирийского режима – если не через переговоры, то силой (вразрез с обязательствами, взятыми на себя КСА по поддержке переговорного процесса на основе Женевского коммюнике от 20 июня 2012 года и Венской декларации Международной группы по поддержке Сирии от ноября 2015 года).
Но думается, все эти действия – не что иное, как выполнение (не всегда умелое и с перебором) пожелания «кураторов» сирийского досье на Западе, которые и разоблачили себя голосованием в ООН в ночь на 20 ноября. Среди этих стран – Великобритания и Франция, перекроившие Ближний Восток в начале двадцатого века, и пытающиеся это сделать в начале века двадцать первого, теперь уже при лидерстве США. Заблокировав российскую резолюцию, они фактически благословили раздел Сирии носителями новых-старых идеологем – турками и саудами.
Если первые в лице Т.Эрдогана тешат себя, как сказано выше, мечтами о новой османской империи, то вторые хотели бы (невольно создается такое впечатление) создать нечто вроде «легального» суннитского халифата, вместо неприемлемого ни для кого ДАИШ. Не с этой ли целью в начале января в Эр-Рияде было объявлено о создании Исламской антитеррористической коалиции – официально для борьбы с ДАИШ – в составе 34 исламских стран?
Такой, приемлемый для международного сообщества халифат, по замыслу его вдохновителей, включал бы в себя и Сирию или хотя бы ее «суннитскую» часть. То есть восточную, где как раз и находится столица ДАИШ Ракка, которую сауды собрались бомбить и завоевывать своим спецназом. Ясно, что на фоне неприятия саудовцами режима в Дамаске, захват (конечно же, пока сугубо гипотетический – на него нет ни сил, ни средств) столицы ДАИШ вряд ли предполагает ее передачу впоследствии законным сирийским властям. Не случайно в Дамаске устами министра иностранных дел В.Муаллема, а затем и в Тегеране эту затею решительно отвергли, без обиняков заявив, что если саудовцы вторгнутся на территорию Сирии, то вернутся в гробах.
Теперь же, после голосования в ООН по проекту российской резолюции, становится очевидно, что все эти иррациональные и без большой войны в регионе нереализуемые планы де-факто одобряются, если не вдохновляются в Вашингтоне, Лондоне и Париже, где расчет делается на то, что амбициозные лидеры в Анкаре и Эр-Рияде, увлеченные строительством своих империй-халифатов, столкнутся в Сирии с Россией. И вот тогда чужими руками удастся существенно ослабить, если не уничтожить и тех, и других, решив еще на десятилетия свои геополитические проблемы.
Собственно, так действовали США накануне Второй мировой войны, вскормив вместе с Лондоном гитлеровского зверя и столкнув его с СССР. Теперь тоже самое хотят провернуть и на Ближнем Востоке, подзуживая Т.Эрдогана и молодого, пока еще неопытного Мухаммеда бен Сальмана. Им как бы говорят: стройте свои империи, только чтобы цены на нефть были низкими, а Европа была избавлена от терактов! Не случайно мы слышим от мининдел Люксембурга, что НАТО не поддержит Турцию в конфликте с Россией. Конечно, ставка делается на то, чтобы самим остаться в стороне, а потом пожать плоды чужих авантюр!
В Москве эти планы хорошо читают, и на слова Ж.Ассельборна пресс-секретарь российского президента уже дал ответ: слова о российско-турецком конфликте неуместны. Не удастся нашим западным партнерам и отобрать у России плоды ее победы в Сирии, навязав ей невыгодные условия перемирия, принципиальная договоренность о которой была достигнута в ходе работы в Мюнхене 11 февраля Международной группой поддержки Сирии. Как сказал В.В.Путин, выступая 20 февраля в Кремле, «террористы в Сирии открыто называют врагом Россию и готовятся расширить сферы своего влияния в СНГ.» Поэтому не стоит ожидать от нас прекращения антитеррористической операции в Сирии. Равно как и отказа от борьбы за территориальную целостность Сирии, победа в которой гарантированно похоронит все планы западных планировщиков в регионе.
А в Турции и в Саудовской Аравии давно пора задуматься над тем, игрушками в чьих руках их хотят сделать.
Максим Егоров