Бывший постпред США при Евросоюзе Ричард Морнингстар, выступая во вторник в Брюсселе, заявил, что проект газопровода «Северный поток – 2» подорвет стратегию энергетического союза ЕС и уничтожит проекты Евросоюза по сжиженному газу. Вашингтон расчищает в Европе площадку для собственного топлива, которому сложно выдерживать ценовую конкуренцию с российским газом.
«Если вы хотите уничтожить стратегию по СПГ, постройте «Северный поток – 2», – приводит близкий к институтам ЕС интернет-портал EurActiv слова Морнингстара. По словам бывшего постпреда США, проект только усилит зависимость ЕС от российского газа.
На самом деле у Вашингтона имеется собственный мотив для срыва реализации Россией трубопроводных проектов в Европе и для разжигания газового конфликта между РФ и ЕС. США сами нацелены на поставки своего СПГ в Европу, однако без ослабления позиций Газпрома в Европе политическими способами у них просто нет шансов стать более-менее значимым поставщиком для европейских потребителей.
Главным критерием оценки перспектив американского СПГ как конкурента Газпрому в Европе является цена. А она не сможет быть даже сопоставимой со стоимостью трубопроводного российского газа. Хотя демпинг со стороны поставщиков американского СПГ нельзя исключать, но это возможно уже только по политическим мотивам. С коммерческой точки зрения американскому продавцу поставки СПГ по цене ниже газпромовской принесут одни убытки. Той же Польше приходится покупать сверхдорогой СПГ себе в убыток, только чтобы снижать долю газпромовского газа.
Та же ситуация и в Литве, где ожидают первых поставок сжиженного газа из США уже в конце февраля – начале марта. Как подсчитывал газовый эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, американский СПГ с поставкой в Литву будет стоить минимум 320 долларов за тысячу кубометров, но это цена с минимальной маржей поставщика, который практически ничего не зарабатывает. Та же Норвегия поставляет Литве СПГ по цене в районе 350 долларов за тысячу кубометров (цена на третий квартал 2015 года). Для сравнения: российский газ для Прибалтики обходился в 280 долларов.
Как передает «Интерфакс», на минувшей неделе ЕК представила свой очередной пакет по формированию энергетического союза ЕС, в котором увеличение импорта сжиженного газа занимало важное место как средство усиления энергетической безопасности и снижения зависимости от российского газа.
ЕС еще не высказал своего мнения об этом проекте на официальном законодательном уровне, однако EurActiv ссылается на свои источники в Евросоюзе, которые заверяли, что используют все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы затормозить «Северный поток – 2».
В публикации уточняется, что этот проект «действительно противоречит стратегии ЕС, нацеленной на то, чтобы каждая страна (союза) имела минимум трех разных поставщиков газа».
Страны Евросоюза разделились во мнении о строительстве трубопровода «Северный поток – 2», и дальнейшая судьба российского проекта зависит скорее не от экономической, а от геополитической ситуации.
Еврокомиссия пока до конца не сформировала свою позицию по проекту.
Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович 15 февраля перечислил вопросы к «Северному потоку – 2»: «Как он повлияет на Центральную и Восточную Европу? Каким будет общий баланс газа в Европе? Нужен ли ЕС этот проект ввиду наличия чрезмерных мощностей по транспортировке газа из России в Европу? Кто оплатит расходы на эту инфраструктуру?».
В свою очередь президент Чехии Милош Земан, комментируя заявления европейских политиков об угрозе возникновения зависимости Евросоюза от российского газа, сказал: «В Норвегии также добывают газ, но я не вижу никакой угрозы от газа из Норвегии. Почему же может быть какая-то угроза от российского газа?»
13 февраля глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что Москва надеется, что проект «Северный поток – 2» будет реализован несмотря на попытки ряда западных стран его искусственно политизировать. Он также заявил, что Третий энергопакет ЕС в ряде случаев мешает одним странам и помогает другим.
8 февраля в юридической службе Еврокомиссии заявили, что нормы энергетического рынка Евросоюза не распространяются на морскую часть проекта газопровода «Северный поток – 2», который должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря.
Фото Politikus