В Госдуму поступили поправки в законопроект о новостных агрегаторах. Согласно им, новостные агрегаторы могут приравниваться к СМИ.
Если поправки будут одобрены, то поисковики Google и Yandex будут выполнять те же требования, что и все СМИ.
Что думает по этому поводу независимый эксперт в сфере интернет-инфраструктуры Андрей Колесников.
Это пиар или реальная необходимость?
“Мне кажется, что причина, которая побудила к созданию этих поправок, находиться в одной обойме, которую можно назвать так: “постараться максимально взять под контроль информационное поле интернета”, особенно в период перед выборами, которые пройдут в Госдуме в этом году. Ну, и для других целей”.
Соответственно в этом тренде находятся все последние инициативы Госдумы в части регулирования Интернета.
«Мне, конечно, очень жаль, если Яндекс, скорее всего перестанет формировать новостную ленту, потому что с точки зрения экономической эффективности Яндекса невозможно посадить людей, которые бы обрабатывали информационные потоки с тысяч различных источников, которые формируются роботами, и которые соответственно ранжируются по популярности, а популярность, соответственно основана на реакции пользователей.
Условно говоря, если ты кликаешь на новость, то +1 добавляется к рейтингу этой новости. Кстати, на таких же принципах работают не только новостные агрегаторы, например, та же самая мидиаметрика работает по такому же принципу, на основе счетчика. А есть, например, index.ru, который работает, анализируя реакцию в социальных сетях. Соцальные сети на самом деле сейчас являются, наверное, самым главным источником естественного ранжирования и рейтингования этих самых новостей».
А СМИ потеряют трафик в таком случае?
СМИ, конечно же, потеряют трафик, потому как огромная доля трафика приходит из заглавных страниц того же самого Яндекса и Гугла.
В Минкомсвязи тоже не рады, сказали, что такую инициативу не поддерживают, мол это все равно, что заставить киоскёров отвечать за содержание продаваемых газет.
Я согласен с этой точкой зрения.
А вообще поисковикам не под силу заниматься проверкой достоверности и законности информации?
Ну, это невозможно чисто технически. Нельзя посадить тысячу человек, для того, чтобы они разбирали новостной поток. Это просто не выгодно.
Помимо поисковиков под запрет могут попасть иностранные соцсети, такие как Фейсбук, Твиттер. Они смогут просто игнорировать требования Роскомнадзора, как делали это раньше?
Очень интересно, потому что та же новостная лента, которую мы видим в Фейсбуке и ВКонтакте, она основана как раз на механизме рейтингования этих новостей. То есть, наиболее востребованные новости в вашей новостной ленте всплывают в первую очередь. Я думаю, что они просто не будут обращать на это внимание.
Придется ли как-то перерегистрироваться юридическим лицам в России для того, чтобы продолжать здесь работать?
Мне про это ничего не известно. Если посмотреть на структуру владения того же Mail.ru и Yandex.ru, там по-моему всё нормально с этим.
Ведь, если они будут подчиняться тем требованиям, которым подчиняются средства массовой информации (доля иностранного участия не должна превышать 20%).
Нет, конечно. Не будут они ничего делать. Они просто откажутся от этого сервиса.
Свою точку зрения относительно закона о новостных агрегаторах имеет Герман Клименко, который является советником президента Путина по интернету. Он полагает, что если приравнять новостные агрегаторы к СМИ, то это не отразится на работе проекта «Яндекс.Новости».
«Я уверен, что “Яндекс.Новости” не прекратят свое существование. В ходе диалога с депутатами я уверен, что мы найдем всех устраивающие компромиссы», – заявил Клименко.
Однако ранее «Яндекс» сообщал, что если всё-таки законопроекту дадут “зеленый свет” «Яндекс.Новости» будут вынуждены прекратить своё существование.
«В хранении данных шесть месяцев точно нет сложностей. Про проверку и ответственность нужно смотреть формулировки и разговаривать с разработчиками закона», – добавил Герман Клименко.
Стоит отметить, что в свою очередь советник Путина по интернету Герман Клименко является владельцем сервиса статистики LiveInternet, а он ведь он имеет собственный новостной агрегатор Mediametrics.
Однако, когда Клименко стал советником президента России по интернету, сервис он передал своему сыну.
Напомним, что ранее Минкомсвязи негативно отозвалось об этом законопроекте, заявив следующее: «если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски».
В Госдуму 25 февраля были внесены поправки в законопроект «Об информации». Полагаясь на поправки агрегаторы с посещаемостью более 1 миллиона пользователей в сутки, должны будут осуществлять достоверность всей публикуемой информации, а также сохранять её на своих серверах в течение 6 месяцев. Кроме того, отталкиваясь от законопроекта, агрегаторы будут нести ответственность за публикуемые новости, даже тогда, когда они будут полностью воспроизводить информацию из первоисточника.
Что будет, если нарушить законопроект «Об информации»?
Согласно законопроекту к нарушителю (лицу, отказавшемуся удалить недостоверную информацию) будет применяться внесудебное наказание в качестве штрафов. Для физических лиц – 400 тысяч рублей, а для юридических – 5 миллионов.
В свою очередь «Коммерсантъ», ссылаясь на собственные источники в Госдуме, опубликовал список Интернет-ресурсов, которые могут попасть под этот законопроект. Всего их порядка 30 компаний. Это поисковики: Google, Mail.ru, Rambler, «Спутник», а также социальные сети: Twitter, Facebook и «ВКонтакте».