Строительству Керченского моста официально дали отмашку. Главгосэкспертиза согласовала, а Росавтодор утвердил проектную документацию «дороги жизни» между Крымом и материковой Россией.
При этом работы близ станицы Тамань, на острове Тузла и около Керчи начались давным-давно. В этих районах была проведена необходимая предварительная подготовка к возведению самого суперобъекта. Она включала, к примеру, строительство подъездных дорог, обследование акватории и прилегающей суши на предмет наличия мин, археологическое исследование будущих строительных площадок, экологические мероприятия по сохранению редких представителей флоры и фауны, возведение асфальтовых заводов и рабочих поселков. К месту дислокации также подвозили спецтехнику и стройматериалы, чтобы ко времени «Ч» быть во всеоружии. Вот час и настал.
Время и деньги
«Такой непростой объект в такие сжатые сроки еще не строили. Безусловным приоритетом для нас было соблюдение баланса качества, стоимости и сроков. И этот баланс соблюден, — подвел итог«нулевой» фазе глава Росавтодора Роман Старовойт. — С момента заключения госконтракта проведена без преувеличения титаническая работа. Разработан и успешно прошел все экспертизы проект моста в Крым, который станет самым протяженным в России — 19 км. Одновременно подготовлена временная инфраструктура, необходимая для столь масштабного строительства, сформированы стройплощадки и производственные мощности по обе стороны Керченского пролива и на острове Тузла. Все это позволяет нам приступить к строительству моста».
Масштабные работы в кризисные времена, да еще при гарантированном финансировании, экономике всегда во благо. Это и новые рабочие места, и активная деятельность множества смежных отраслей, и, как следствие, уверенность в завтрашнем дне, что тоже немаловажно.
«В рамках мероприятий подготовительного периода завезен огромный объем инертных и других строительных материалов: автомобильным, железнодорожным и морским транспортом на стройку доставлены более 2 млн тонн грузов. Продолжается мобилизация технических и трудовых ресурсов. Уже сейчас в реализации проекта участвует более 1,5 тыс. рабочих различных специальностей. Планируем, что в пиковые периоды в строительстве будут задействованы до 3,5 тыс. строителей в одну смену, в том числе из Крыма и Краснодарского края. Основной набор начнется весной 2016 года», —добавил подробностей директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.
Расчет при строительстве моста сделан как на своих мостостроителей, так и на свою технику и стройматериалы. Двойная выгода от моста крымчанам. Во-первых, благодаря этой транспортной артерии они навсегда освобождаются от блокадных атак соседней Украины. Во-вторых, в самом строительстве будут задействованы как человеческие, так и материально-технические ресурсы Крыма, включая достаточно экзотические в виде развалин Крымской АЭС.
Где большая стройка, там большие деньги. Однако тут, как говорится, не было бы счастья, да кризис помог поумерить аппетиты. Еще в феврале 2015 года правительство приняло постановление об объемах финансирования и сроках сдачи моста в эксплуатацию. Максимальную сумму тогда остановили на отметке 228,3 млрд рублей с учетом инфляции (212,5 млрд руб. в ценах 2015 года).
Особо оговорили ответственность подрядчика. Каждый день задержки начала эксплуатации моста (которая планируется на 2019 год, а окончание строительства — на декабрь 2018 года) обойдется компании «Стройгазмонтаж» в 2 млн рублей. За расторжение контракта по своей вине организация будет наказана штрафом, составляющим 0,5% от общей стоимости проекта. При этом правительственные чиновники особо отметили, что санкции против РФ и подрядчика не считаются обстоятельствами непреодолимой силы.
Напомним, правительство приняло это постановление год назад. И вопреки прогнозам многих скептиков, говоривших, что в итоге за мост запросят много больше, этого не случилось. Главгосэкспертиза подтвердила достоверность сметной стоимости: она составляет 211,9 млрд в ценах конца 2015 года. Это почти на 680 млн рублей меньше предельной стоимости работ, установленной распоряжением правительства.
А еще престиж!
Помимо того, что Керченский мост просто-напросто необходим для транспортного воссоединения Крыма с остальной Россией, он еще и даст повод для законной гордости наших специалистов.
«Более 270 тыс. тонн металла, порядка полумиллиона кубометров бетона, большое количество труб, которые будут забиты в основание этого моста для формирования свайного поля. Таким образом, мы говорим о том, что это действительно одно из самых сложных инженерных сооружений, которое до этого момента было в нашей инженерной практике», — обосновал эту мысль министр транспорта Максим Соколов.
Технические характеристики переправы действительно впечатляют. Объект будет иметь два железнодорожных пути. Предполагается, что в первый год работы моста по железнодорожной дороге будет проходить 47 пар поездов в сутки — 12 грузовых и 35 пассажирских, в том числе пригородных. Интенсивность движения по четырехполосной автодороге в первый год эксплуатации должна составить от 12,8 тыс. автомобилей в сутки. Расчетная скорость движения — 120 км/ч. Проезд по трассе, что особенно радует, будет бесплатным.
К слову, амбициозность нашей стройки высоко оценивают и иностранные эксперты. Так, профессор Дрезденского технического университета Хольгер Свенссон, известный немецкий инженер-мостостроитель, спроектировавший немало мостов в Германии и США, а также выступавший в качестве эксперта в проектах в Норвегии, Китае, Великобритании, Швеции, Канаде и России, — считает планы российского правительства закончить строительство Керченского моста в декабре 2018 года амбициозными, но выполнимыми.
«У меня имеется опыт сотрудничества с крупной российской компанией „Гипростроймост“, — заявил немецкий эксперт. — Меня привлекали к проектам двух вантовых мостов во Владивостоке — Золотого моста через бухту Золотой Рог и Русского моста на остров Русский. Моя роль сводилась лишь к консультированию: все расчеты и проекты делали российские коллеги. Это очень хорошие специалисты, тут у меня нет ни малейших сомнений. Насколько я знаю, оба моста во Владивостоке строились с использованием главным образом российских материалов».
Кстати, крымско-керченское сооружение будет рекордсменом по протяженности среди всех отечественных мостов. Самый длинный из ныне действующих Президентский мост через Волгу, расположенный в Ульяновске, имеет длину мостовой части, равную 5825 м. И хотя общая протяженность мостового перехода составляет почти 13 тыс. м, это все равно почти на 6 тыс. м короче будущего керченского колосса. А ныне замыкающий ТОП-10 самых длинных мостов новосибирский метромост через реку Обь вообще покажется коротышкой со своими 2145 м.
Конечно, в мировой десятке самых длинных мостов нашему керченскому пока ничего не светит. Там даже аутсайдер — китайский мост Ран Янг — достигает в длину 35 660 м. А его соотечественник-чемпион, занесенный в Книгу рекордов Гинесса, по имени Даньян-Куншань, и вовсе протянулся между Шанхаем и Нанкином на расстоянии 164 800 м.
Но, как говорится, лиха беда начало. Тем более, что рекорды ради самих рекордов нам сейчас совсем не нужны. Крым от Керчи отделяют именно 19 км, вот их мост и преодолеет, соединив два берега железобетонными скрепами дружбы и взаимопомощи.
Фото и аудио Politrussia
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).