Продолжая бредить Крымом, официальный Киев готов даже пожертвовать частью унитарности и отдать приграничные с полуостровом районы Херсонской области меджлису под «татарскую автономию». Соответствующий секретный план, как сообщаетИА «ПолитНавигатор» со ссылкой на крымского журналиста Олега Крючкова, уже созрел в недрах Совбеза Украины.
Суть его — превратить Херсонщину в вотчину меджлиса, чтобы подавить пророссийские настроения в стратегически важном регионе. А также подготовить плацдарм для будущих атак на Крым — о создании для этих целей специального добровольческого батальона при поддержке властей Турции недавно заявляли лидеры непризнанного меджлиса, депутаты Рады Чубаров и Джемилев.
В украинских СМИ, правда, информацию о тайных намерениях властей относительно будущего Херсонской области, назвали «фейком». Но убедительных аргументов против не привели.
Между тем, этот план очень вписывается в намерения Петра Порошенко, о которых он публично заявлял в августе прошлого года в Анкаре. Выступая тогда на втором Всемирном конгрессе крымских татар президент «незалежной» пообещал предоставить Крыму статус татарской национально-территориальной автономии.
То есть, он собирался отдать меджлису целый Крым, который Украине уже не принадлежал. Сейчас — если информация верна — он готов реально раздавать украинскую землю.
Вопрос: к чему это может привести? И как херсонцы отреагируют на эту «неслыханную щедрость»?
— Эти сведения могут, на самом деле, оказаться информационным вбросом. Но чьи интересы за этим стоят пока не ясно, — комментирует ситуацию старший научный сотрудник Института Российской истории РАН, кандидат исторических наук Андрей Марчуков.
— Возможно, это способ определить настояния, скажем, в том же украинском обществе. Или общественно-политическое мнение ряда западных государств. Или Турции. Либо это очередное информационное давление на российскую сторону.
В то же время нельзя исключать, что это не просто вброс, а подобные планы и настроения имеются в украинском руководстве. Поскольку южные районы Херсонской области — Левобережье Днепра, что примыкает к Перекопу — они уже давно по факту находятся под контролем (неофициальным еще, но реальным) структур, связанных с меджлисом, с его лидерами и боевиками, которые им подчиняются. И, скажем так, прочность власти украинской там относительна. Мы знаем, что именно так называемые активисты меджлиса выступили организаторами энергетической и продовольственной блокады Крыма, но ни у милиции, ни у местных властей не было никаких средств реальных для пресечения этих акций. Хотя они шли часто даже в разрез с их интересами.
Поэтому фактически там уже сложился маленький кусочек, скажем так, «крымского ханства». И естественно, все это делалось с согласия и одобрения киевского руководства, которое жаждет вернуть полуостров любыми способами. И это не просто громкие заявления. Это, действительно, такой политический тренд. Просто Украина сейчас не имеет возможности это сделать.
— А потом такая возможность у нее появится?
— Наверное, они думают: время меняется. Поэтому надеются, что, может быть, Россия ослабнет, а Украина, наоборот, укрепится. И они смогут провести аннексию Крыма. В этом случае им очень нужно разыгрывать вот этот крымско-татарский фактор — что татары якобы выступают на самом деле не за нахождение полуострова в составе России. А за то, чтобы он был возвращен Украине. Разыгрывается карта национальной автономии, которая должна быть крымско-татарской. Это то, о чем Порошенко говорил в Турции.
Естественно, они в этом деле пытаются сыграть на настроениях, которые присутствуют, в том числе и среди татар, проживающих в Крыму.
— На каких настроениях? Меджлис там скоро будет вне закона, как экстремистская организация…
— Там, конечно, это меньшинство. Но тоже были всегда люди и исламистских взглядов, и националистических и русофобских. Понятно, что сейчас, в отличие от того, что делалось во времена Украины, там такого разгула нет. Но все равно подспудно у некоторой части населения такие настроения присутствуют. И как раз меджлис эти настроения поддерживает и сохраняет, чтобы при случае разжечь…
Понятно, крымско-татарским экстремистам нужен какой-то плацдарм, какая-то база. Но не в полесских же лесах или карпатских горах ее делать. Делать надо ближе к предстоящей линии фронта. А значит, в этих районах (конкретно, в Херсонской области), возможно, могут произойти определенные этнические подвижки.
— Поясните?
— Туда будут заселяться крымские татары, либо представители других народностей, скажем так, исповедующих ислам. Мы знаем, что на Украину начали прибывать беженцы из Сирии, например. А какие это беженцы видно по тому, что творится в Европе. Поэтому есть вероятность, что США или Турция, которые имеют сильное влияние на украинское руководство, могут отправлять на Украину своих боевиков-исламистов. И вполне возможно, что эти люди будут вливаться в состав вот этих крымско-татарских образований и расселяться в той же самой Херсонской области. Поблизости от границы.
Тем самым Украина фактически открывает «ящик Пандоры» — т.е. она добровольно разводит на своей территории очаг мусульманского фундаментализма, исламизма. И то, что этот «джин» рано или поздно вырвется из бутылки ясно, по-моему, сегодня уже всем. Ведь если даже развитые страны Европы не могут с этим справиться, что говорить об Украине?
— Но они-то хотят нам создать проблему…
— А фактически создают проблему себе. Потому что, реализация этих планов будет означать строительство внутри Украины не только откровенно русофобского, но и потенциально украинофобского анклава. Поскольку активисты меджлиса мечтают о возрождении Крымского ханства, в состав которого входил не только Крым, но и территория Таврии. То есть, как раз земли по левому берегу нижнего Днепра в Херсонской области и Запорожье.
Создание национальной автономии это будет шаг в сторону реализации их устремлений. Но, понятное дело, что реально там присутствует Турция.
— А это, собственно, даже и не скрывается…
— Да, там уже находится их офицеры. Их разведка. Но туда же, вполне возможно пойдет, поток репатриантов из числа крымско-татарского населения, которое проживало в Турции (эти люди, как известно, несколькими волнами мигрировали туда в 18−19 веках). И возможно, что скоро этнический состав этих регионов изменится не в пользу украинского и русского — скажем так, славянского, — а в пользу тюркоязычного, мусульманского населения.
То есть, если Украина пойдет этим путем, она потеряет эти регионы. Только они уже отойдут не состав России, как хотела бы значительная часть местного населения. А в состав, скажем, новой Османской империи.
— Вряд ли тем же местным жителям это понравится…
— Им, конечно, это не понравится. Но спрашивать никто не будет. А будет кто-то поднимать голову, то тут есть уже проверенное средство — обвинят в сепаратизме и упрячут в тюрьму. Или убьют.
Поэтому начнется исход населения, я думаю. На север. На восток. На западный берег Днепра. Партизанской войны или нового Донбасса там вряд ли случится.
— Идея распространения влияния меджлиса на территории Херсонской области, не нова, — напомнил президент Регионального института политических коммуникаций, крымский политолог Иван Мезюхо. — До вхождения Крыма в состав РФ на территории области уже существовали региональные меджлисы крымско-татарского народа.
Но сейчас Джемилев с Чубаровым заявляют о том, что в будущем — как они говорят, «при освобождении полуострова, — отдельные районы Херсонщины будут присоединены к Республике Крым. Мотивируют это тем, что историческая территория Крымского ханства включала в себя не только полуостров, но и часть современной Херсонской области.
Можно, конечно, называть это «фейком», но разговоры о том, что некоторые районы Херсонщины могут стать районами крымско-татарской национальной автономии, действительно, были. К каким это приведет последствиям, понятно. В первую очередь на территории области произойдет всплеск антитатарских настроений.
Я считаю, что Джемилев и Чубаров просто в очередной раз подставляют своих соотечественников, толкают их на противостояние со славянским населением. И все только ради того, чтобы сохраниться в украинской политической системе. Чтобы иметь какие-то властные полномочия и гранты от международных русофобов.
Жители Херсонской области традиционно торговали с жителями Крыма. И продовольственная блокада, которую устроили лидеры меджлиса, в первую очередь, ударила даже не по Крыму, а по украинским фермерам. Соответственно негативное отношение со стороны жителей к представителям меджлиса уже есть. А ведь крымские татары не так массово, но все эти годы жили в области мирно и нормально. Но если такие инициативы будут реализованы, то это мирное сосуществование пошатнется.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня