Судя по характеру действий сторон в Сирии, достигнутое перемирие носит временный характер. Война может возобновиться уже через 2−3 месяца. России и Сирии надо быть к этому готовыми.
Напомним, с 27 февраля в Сирии началось перемирие. Правда, весьма ограниченное: террористических группировок во главе с «Исламским государством» * это не касается. Удары по ним продолжаются. При этом количество группировок «умеренной оппозиции», признавших перемирие, которых ООН не считает террористическими, превышает сто. Среди них много таких, которые мало чем отличаются по идеологическим основам от ИГИЛ (ИГ). А это означает, что боевики последнего и других террористических организаций легко «перетекут» в ряды «умеренных оппозиционеров». При этом не перестанут быть террористами. Поэтому весьма скоро нынешние «умеренные» превратятся в полноценные и весьма боеспособные террористические организации.
Могут возразить: боевиков ИГ в «умеренные» оппозиционеры не примут. Да, в какие-то организации не примут. Однако из сотни таких формирований всегда найдутся несколько, желающих их принять — ведь боевики ИГ первоклассные бойцы, которые нужны всем. А сам факт такого числа организаций «умеренной оппозиции» свидетельствует о том, что каждая из них в отдельности весьма слаба. Поэтому искус стать сильнее других, нарастив свои ряды многочисленными и хорошо подготовленными боевиками, весьма велик. Как говорится (переиначив несколько известную поговорку) — идеологически боевик не пахнет.
Таким образом, можно констатировать, что объявленное перемирие приведет к реорганизации вооруженных антиправительственных сил в Сирии с перетеканием боевиков в ряды «умеренной оппозиции». Между тем, именно эта оппозиция находится под более или менее надежным контролем США и их западных союзников. То есть, перемирие приведет к усилению подконтрольных США организаций боевиков, с ослаблением тех группировок, которые замкнуты на иные региональные центры силы или действуют самостоятельно, балансируя на противоречиях между разными глобальными и региональными игроками. Что будет далее?
Ответ очевиден — новый этап войны. Причина проста — противоречия в Сирии носят антагонистический характер и имеют геополитическую основу. Поэтому на основе компромисса решены быть не могут: на демократических выборах однозначно победитБ.Асад, что неприемлемо для США и других игроков. Устранение же Б. Асада из сирийской политики будет означать поражение России и ее уход из зоны БСВ (Ближнего и Среднего Востока) с риском потери большей части европейского рынка энергоносителей и переносом вооруженного противостояния с мировым исламским терроризмом на территорию самой России.
Когда возобновится война в Сирии? Ответ также более-менее понятен — после завершения реорганизации и радикального усиления формирований «умеренной оппозиции», а также создания достаточной для проведения полноценной операции армейского масштаба ОВС НАТО, во главе с США в Сирии. Для этого может потребоваться до 2 месяцев и более. Вторжение войск НАТО будет весьма вероятным в случае неудачи наступательных действий группировок «умеренной оппозиции».
В этих условиях естественен вопрос: а что делать России и Сирии в преддверии вероятного возобновления военных действий? Собственно, у нас есть только два варианта: либо действовать подобно СССР во Вьетнаме — не допуская расширения нашего участия в войне, но оказывая полномасштабную военную помощь, либо как американцы в Ираке — создав мощную группировку, способную радикально переломить ход боевых действий и решить исход вооруженной борьбы в короткие сроки (2−3 недели), заблаговременно создав необходимые для ведения боевых действий запасы материально-технических средств.
Второй путь реализуем, но чреват серьезными проблемами, поскольку на создание такой группировки (численность не менее 40−50 тыс. человек) и накопление необходимого объема материально-технических средств, а также развертывание необходимой инфраструктуры, потребуется значительное время. Также практически невозможно обеспечить скрытность таких действий, что неизбежно повлечет активное противодействие со стороны Запада и террористических группировок в Сирии. При этом сохраняется риск втягивания российской группировки в затяжную войну.
Первый путь более приемлем, поскольку намного менее рискован. Это масштабные поставки боеприпасов, вооружения и военной техники, в том числе и устаревших (это следует поставлять бесплатно), которые не менее эффективны против иррегулярных формирований, чем современные. Существенной помощью Сирии могло бы стать направление в эту страну дополнительных контингентов военных советников для восстановления управляемости, боевой и оперативной выучки и морально-психологического потенциала ее ВС. Ведь по оценкам одного из авторитетных военных специалистов по Ближнему Востоку С. Багдасарова, Сирия имеет достаточно многочисленную армию (около 200 тыс. человек). Плюс несколько десятков тысяч бойцов курдского ополчения и отрядов ХАМАС. Этих сил вполне достаточно для разгрома ИГ и других противников законного правительства Сирии. Мешает недостаточный уровень подготовки командного состава, невысокий уровень организации взаимодействия, особенно между ВС Сирии и другими формированиями, а также острый дефицит оружия, боеприпасов и ГСМ для боевой техники.
Масштабные поставки вооружения и других материально-технических средств, полноценная помощь в организации боевых действий позволили бы обеспечить разгром ИГ и других террористических организации в короткие сроки без наращивания военного присутствия России. Никто не мешает содействовать движению в Сирию российских добровольцев, которых при надлежащей поддержке государства может найтись несколько десятков тысяч (вспомним масштабы добровольческого движения в ДНР и ЛНР), чего было бы вполне достаточно, чтобы ощутимо повлиять на ход войны в Сирии.
Важно одно — надо признать, что нынешняя масштаб участия России в войне в Сирии явно недостаточен. Группировка наших ВКС слишком малочисленна, чтобы обеспечить своими ударами возможность проведения успешной крупномасштабной операции силами сирийской армии с решительным разгромом основных сил террористов и вооруженной оппозиции.
Военная помощь Москвы сегодня также не вполне достаточна, чтобы обеспечить решительный перевес сил сирийской армии над ее противниками. Поэтому полученный запас времени необходимо в максимальной мере использовать для создания мощной ударной группировки войск сирийской армии с достаточными запасами вооружения и боеприпасов, других материально-технических средств, достаточных для проведения решительной операции и разгрома в короткие сроки (не более 2−3 недель) основных сил террористов и вооруженных оппозиционеров, с изоляцией оставшихся группировок от центров обеспечения за рубежом. Если это сделать не удастся, тогда в ходе нового этапа войны в Сирии риск поражения (учитывая возможность вмешательства войск НАТО во главе с США) будет весьма высок.
Старый принцип «не замахивайся, а если замахнулся так бей со всей силы» работает не только на бытовом уровне, но и в политике. Россия уже имеет печальный опыт, когда за «политическим замахом» не последовал удар. Это произошло совсем недавно — на Украине в 2014 году. Тогда так же, как и сейчас в Сирии, после государственного вооруженного переворота Россия имела возможность оказать действенную скрытую помощь пророссийски ориентированным регионам Украины в организации противодействия майданной верхушке, направив туда несколько тысяч советников. В этом случае восстание на Юго-Востоке страны — быстрое, масштабное и хорошо организованное, воспринималось бы как протестные действия народа против узурпаторов. В результате была возможность без большого кровопролития вернуть Украину в орбиту славянского мира, практически полностью, разве что без отдельных западных областей, этнически и идеологически тяготеющих традиционно к Западу.
В тот период киевские власти еще не имели полноценного влияния на регулярные войска Украины, что значительно облегчало задачу. Но этого сделано не было.
Результатом стала масштабная гражданская война на Украине и появление американской военной базы в Одессе. Присоединение Крыма лишь подтверждает, что только решительные действия позволяют избежать крови в условиях открытого противостояния.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Автор — член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук
Фото ТАСС