Минпромторг предлагает лишить прав на торговлю алкоголем и сигаретами и возможности работать в выходные дни ритейлеров, которые откажутся вступить во вновь создаваемый Российский национальный совет потребительского рынка (Совет рынка).
Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на проект концепции совета. Поставщикам, отказавшимся вступать в Совет, будет отказано в гарантиях защиты во взаимоотношениях с торговыми сетями, а также в возможности рекламировать товары в магазинах сетей — членов совета. В самом Минпромторге концепцию Совета рынка отказались комментировать, сославшись на то, что работа над ней еще ведется.
Совет рынка, согласно концепции, будет иметь статус некоммерческого партнерства, состоящего из двух палат, — палаты розничной торговли и палаты производителей и поставщиков, каждая из которых будет разделена на несколько гильдий (разрядов) в зависимости от размера и характера бизнеса и уровня репутации внутри сообщества. Правление совета будет избираться на три года, в его состав будет входить по девять членов от каждой палаты и три представителя Минпромторга (всего 21 человек). В совете также планируется создать торговый арбитраж, разрешающий споры между членами совета. Минпромторг получит право вето на решения любого органа Совета, за исключением арбитража.
Ранее ритейлеры и поставщики уже пытались наладить саморегулирование. Так, в 2010 году был учрежден Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), а в 2012 году — Кодекс добросовестных практик (КДП), содержащий основные правила работы ритейлеров с контрагентами.
Идея ограничить работу ритейлеров и поставщиков, отказавшихся от членства в Совете, будет оспорена в суде как антиконституционная и нарушающая антимонопольное законодательство, полагает зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский. «Например, если у сети есть разрешение на работу, то никто, тем более некоммерческое партнерство, не может запретить ей продавать тот или иной товар или работать в выходные», — полагает он.