Встреча глав МИД стран «нормандской четверки» состоявшаяся в Париже в 3 марта и продлившиеся почти 5 часов, закончилась практически безрезультатно. Дипломаты в очередной раз договорились о полном обмене пленными и наметили условия усиления наблюдательной миссии ОБСЕ на Донбассе, но вот вопрос о местных выборах в ДНР и ЛНР по-прежнему остался без ответа. Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил: у него складывается ощущение, что Москву и Киев устраивает тлеющий конфликт.
По словам Сергея Лаврова, Париж и Берлин предложили провести местные выборы в ДНР и ЛНР в июне 2016 года в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами. Москва была готова поддержать их, но Киев отказался, сославшись на неудовлетворительное соблюдение перемирия. В этой связи Украина до проведения выборов требует вернуть ей контроль над участком границы с Россией, который сейчас находится во власти ополченцев.
Пытаясь умиротворить украинского министра Павла Климкина, участники переговоров предложили до 31 марта передать ОБСЕ свои рекомендации по обеспечению безопасности во время избрания местных властей в Донецке и Луганске.
Куда проще шел диалог о соблюдении «режима тишины». В частности, дипломаты призвали Киев и представителей ДНР и ЛНР во взаимодействии с ОБСЕ создать до 30 апреля механизм «по предупреждению и урегулированию происшествий, связанных с нарушением режима прекращения огня». Например, Киев предлагает разместить дополнительные базы наблюдателей на неконтролируемом им участке российско-украинской границы и создать так называемые «зоны безопасности» возле Дебальцево, Донецкого аэропорта и еще нескольких участках на линии соприкосновения. До того же дня стороны конфликта должны обменяться всеми военнопленными, и, как отметил глава МИД Франции Жан-Марк Эйро, этот процесс пройдет под международным контролем.
С самой жесткой оценкой результатов встречи в Париже выступил Штайнмайер. «За каждую деталь франко-немецких предложений идет упорная борьба между Россией и Украиной… В итоге Киев и Москва должны решить, чего они хотят – чтобы конфликт продолжал тлеть с регулярной эскалацией, или, наконец, принять смелые решения и идти на компромиссы», — сказал он.
В связи с этим немецкий дипломат заявил, что в ближайшие две недели ожидает интенсивных переговоров по Донбассу. Лавров, в свою очередь, сообщил: в ближайшее время должен состояться телефонный разговор глав государств «нормандской четверки». (Между тем 4 марта прошла беседа Путина, Олланда, Меркель, а также британского премьера Кэмерона и итальянского главы кабмина Ренци — по лаконичной официальной информации, говорили они о ситуации в Сирии).
Что на самом деле выгодно России и Украине, и чем закончится Минский процесс — об этом мы спросили экспертов.
Денис ДЕНИСОВ, директор Украинского филиала Института стран СНГ:
— В 2016 году должны состояться местные выборы на Донбассе — это ключевой пункт Минских соглашений. Но любые попытки поднять вопрос о согласованных с ДНР и ЛНР законах немедленно приведут к очередному обострению политического кризиса на Украине.
В Верховной Раде некому принимать законы об амнистии, избирательном законодательстве, особом статусе Донбасса и так далее. Украинские депутаты в принципе воспринимают Минские соглашения как документально зафиксированный проигрыш России и не хотят их исполнять. В этой связи посыл Штайнмайера выглядит довольно странно, так как ни одна страна не заинтересована в нестабильности на своей границе.
Что касается самих выборов, то в ДНР и ЛНР сейчас нет жесткой установки на проведение местных выборов. Ополченцы ожидают компромиссного закона, на основании которого они изберут местные власти. По сути, выборы нужны им только для того, чтобы получить легитимность в глазах международного сообщества. Поэтому в течение 2016 года конфликт будет мало интенсивным, а в следующем ДНР и ЛНР смогут самостоятельно провести выборы, заручившись поддержкой ОБСЕ, если Запад не сможет принудить Киев выполнить Минские соглашения. Благодаря международной поддержке эти выборы не станут нарушением Минских соглашений, а избранные там власти смогут вести прямой диалог с Киевом. Тоже самое пытались провернуть в 2015 году, но тогда ОБСЕ не поддержало идею. Пока никаких договоренностей на 2017 год нет, но теоретически это возможно, так как терпению Запада приходит конец.
Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий:
— Со стороны всегда кажется, что устроить выборы легко, поэтому Франция и Германия настаивают на их проведении на Донбассе в первом полугодии 2016 года. Но ведь там ежедневно гибнут люди, идут минометные перестрелки и так далее… К тому же на территориях ДНР и ЛНР есть масса гуманитарных проблем, не решив которые невозможно провести выборы.
Выборы будут возможны только после полного установления безопасности. Правда, добиться этого можно только после того, как стороны получат политические гарантии мирного сосуществования. Поэтому не только в первом, но и во втором полугодии выборы на этих территориях вряд ли состоятся. Сейчас конфликт консервируется, перестрелки будут продолжаться еще долго, а ДНР и ЛНР будут пытаться дрейфовать в сторону России, но та откажется принимать их в свой состав. Вероятно, на базе их режимов будет продолжена попытка построить какие-то квазигосударственные образования, но никакой серьезной эскалации не будет. Время внесет свои коррективы в Минский процесс, и, возможно, начнется поиск либо альтернативных ему дипломатических форматов, либо дополнений к нему. В любом случае очевидно, что Минский процесс зашел в основательный тупик.
Фото MK
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня