На прошедшей 3 марта в Париже встрече министров иностранных дел «нормандского формата» — России, Украины, Франции и Германии – не случилось анонсированного представителем Германии Франком-Вальтером Штайнмайером прорыва. И это вполне ожидаемо – если Москва уже давно знает цену украинским словам, то Берлин и Париж только недавно встали на этот непростой путь познания соответствия киевских дел словам. Как результат – руководитель МИД ФРГ в очередной раз сел в лужу.
21 февраля 2014 года на пике беспорядков на Майдане на тот момент еще полномочный президент Украины Виктор Янукович подписал соглашение с оппозицией о проведении досрочных президентских выборов в конце года.
Гарантами того соглашения, напомню, выступили руководители внешнеполитических ведомств Германии, Франции и Польши Штайнмайер, Фабиус и Сикорски. Правда, уже на следующий день Верховная Рада, нарушив Конституцию, голосовала простым большинством голосов за импичмент Януковичу, аналогичным образом назначив исполняющим обязанности президента Александра Турчинова. Европейский сценарий умиротворения проиграл американскому сценарию начала войны. Поэтому, как бы ни старались в последующем европейские политики, ключ от принятия решений в Киеве остается у Вашингтона.
Единственным итогом вчерашней встречи можно назвать высказанное «пожелание» «нормандской четверки», озвученное главой МИД Франции – провести местные выборы на Донбассе до середины 2016 года. Однако как с точки зрения формальной процедуры, так и, в первую очередь, с точки зрения политической воли Киева это представляется крайне маловероятным. Ведь для того, чтобы назначить местные выборы на неподконтрольных Порошенко территориях необходимо, как минимум, проголосовать конституционным большинством изменения в Конституцию, реактивировать закон об особом статусе Донбассе, принять амнистию и снять экономическую блокаду.
При том, еще в прошлом году президент Франции на встрече со своими коллегами по урегулированию конфликта говорил о минимально необходимых 80 днях с момента принятия закона до даты голосования. Естественно, успеть принять все это в течение оставшихся трех недель Порошенко не сможет. Тем более, что на данный момент Верховная Рада в принципе неработоспособна – после фактического развала парламентской коалиции у украинского президента нет не только 300 голосов для принятия конституционных поправок, но даже 226 не факт, что наберутся. Порошенко стоит перед неизбежностью досрочных выборов в Раду, потому как этот состав парламента более не работоспособен. И как бы ему ни хотелось отложить этот вопрос в долгий ящик, скорее в середине года состоятся перевыборы Верховной Рады, чем волеизъявление на Донбассе.
Итог – высказанные в Париже пожелания с высочайшей долей вероятности останутся нереализованными. Остается вопрос ответственности сторон, что немаловажно – теперь вина за невыполнение минских соглашений в глазах Европы лежит на Киеве «чуть более, чем полностью».
Единственно возможный вариант позитивного развития событий в краткосрочной перспективе предполагал возможность объявления местных выборов на Донбассе (без обязательного их проведения) как повод для снятия европейских санкций с Москвы.
Ключевое здесь – инициатива подобного сценария исходила из Парижа и Берлина. Потому как руководству Германии и Франции, несмотря ни на что, хотелось бы вести равноправный политический диалог с Россией без всяких «санкционных» исключений. Не говоря уже о том, что аграрно-промышленное лобби обеих стран давно и прочно оказывает давление на свои правительства ради возвращения собственной продукции на российский рынок.
Но для реанимации отношений с Москвой нужен повод. И этот повод, естественно, должен быть связан с прогрессом в реализации Минских соглашений. Правда, как это уже говорилось российскими официальными лицами, Москва в этом вопросе занимает абсолютно отстраненную позицию, и это справедливо – не мы первыми вводили, не нам и отменять.
Дров в «санкционный костер» как нельзя вовремя подбросил президент США – аккурат накануне встречи в Париже Обама объявил о продлении санкций против нашей страны. Усомниться же в прочности вашингтоно-брюссельского дуэта с нынешними лидерами Берлина и Парижа возможностей практически нет. А значит, антироссийские санкции будут продлены Европой, вслед за США, по крайней мере, в этом году.
Правда, Киев в этой ситуации находится в значительно худшем положении – если уже МВФ начинает отказывать верному пасынку в выдаче нового кредита с формулировкой «до урегулирования ситуации с российским долгом», то, что уж говорить о европейцах.
Порошенко уверенно идет по дороге геополитического одиночества по эту сторону Атлантики. Альтернативой изоляции является замена киевских элит, включая Порошенко, на более вменяемых. Но это уже совсем другая история.
Фото MK
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня