Документ, о котором идет речь, назвали буднично: «План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». Видимо, по аналогии с прошлогодним, незамысловато названным планом «первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности».
Ну, к чему привела реализация всей этой незамысловатости, лучше и не вспоминать, провальные экономические показатели сами за себя говорят. Однако что касается правительства, оно по итогам не самого успешного для населения 2015 года проявило удивительную стабильность и устойчивость. Ни один чиновник из мягкого кресла не вылетел, ни с кого персонально за срыв намеченного не спросили. Как сделали бы по законам военного времени, к стенке никого не поставили.
В связи с чем возникает еще одна версия, почему члены кабмина столь щепетильны в выборе терминов и слово «кризис» всуе не поминают. Дело в том, что внутренними факторами для возникновения кризиса в регионах и государствах называют «деформацию структуры региональной или федеральной экономики в сторону приоритетного развития одной или нескольких связанных отраслей; увеличение имущественного расслоения населения; криминализацию государственного управления и хозяйственной деятельности; ослабление системы государственного управления и контроля». При таких признаках, конечно, лучше печься об устойчивом развитии и социальной стабильности, чем наводить в своих рядах управленческий порядок.
Справедливости ради нужно отметить, что между двумя правительственными планами есть разница. Нынешний вдвое длиннее предыдущего. Он содержит 120 пунктов вместо 60. Быть может, поэтому его и принимали гораздо дольше. С планом 2015 года управились к концу января, а утверждение нынешнего затянули — оно совпало с первым днем весны.
Скептик скажет, что чиновникам было просто неудобно под копирку переписывать прежний документ. Вот и пришлось выдумывать новые пункты. К сожалению, повторы действительно встречаются. Особенно в части стратегических структурных реформ. Так, в плане 2015 года, в разделе, посвященном поддержке малого и среднего бизнеса, есть хорошее предложение — увеличить «в 2 раза предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства: для микропредприятий с 60 до 120 млн рублей; для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей; для средних предприятий — с 1 до 2 млрд рублей». Что характерно, и в свежем документе есть пункт, предполагающий «увеличение пороговых размеров дохода для применения специальных режимов налогообложения (до 120 млн руб.)». Изобилует новый план и общими пожеланиями, не подкрепленными конкретными цифрами.
Впрочем, в самом правительстве, похоже, рожденным в муках детищем довольны. А что касается конкретики, то ее, по мысли премьер-министра, и быть не должно. «Прежде всего речь идет о законодательных инициативах, направленных на создание благоприятных условий для производства, для малого и среднего бизнеса, на снижение издержек по всей производственной цепочке и на дальнейшее уменьшение административного давления на бизнес», — столь же обтекаемо объяснил Дмитрий Медведев, добавив, что «эти меры рассчитаны на среднесрочную перспективу, часть из них должна быть запущена в условиях структурных преобразований».
Есть и более прозаическое объяснение такому общему подходу к конкретным предложениям.
«В прошлогоднем плане деньги выделялись априори и круглыми миллиардами, исполнение плана проверялось по тому, сколько денег выделено и освоено. Сейчас бюджетный кризис помог, подход стал более рациональным: он подразумевает детальный расчет расходов, необходимость доказывать целесообразность каждого пункта и вводит элементы сценарного подхода, которые просто необходимы, учитывая высокий уровень неопределенности», — раскрыл механизм первый заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко.
Именно поэтому в плане-2016 есть очень много пунктов, где в графе финансирование не цифры стоят, а звездочки. То есть, если по результатам первого полугодия появятся в бюджете деньги, значит, будет мероприятие реализовано, а если не «свалятся с неба», так что толку себя конкретными сроками огорчать. Что ж, посмотрим, как себя проявит эта «кризисная особинка». С учетом того, что в прошлом году остатки средств, не использованных ведомствами, вкупе с антикризисным фондом правительства составили кругленькую сумму в размере 250 миллиардов рублей, новый подход если себя и не оправдает, то хуже точно не будет. Ведь, действительно, никуда не годится, когда некой структуре выделяют деньги, а она их «замораживает», не имея возможности освоить.
Когда приходится считать каждую копеечку, экономя на всем, хочется верить, что и контроль за расходованием средств будет жесткий. И завышать суммы не придется. Дадут ровно столько, сколько требуется, либо ровно столько, сколько позволит бюджет. А соискателям финансирования впору вспомнить бардовскую песенку, где есть слова: «Мне звезда упала на ладошку. Я спросил ее: «Откуда ты?»…
Тем не менее, такая неопределенность касается не всех. Во-первых, в «плане действий — 2016» акценты расставлены. На первый взгляд, они не совпадают со своим предшественником. Так, если в прошлом году под раздачу бюджетных денег попали в основном банки, докапитализацией которых правительство занималось очень активно, то теперь основные получатели денег — регионы, на долю которых должно прийтись 310 миллиардов рублей. Увы, бюджетные кредиты субъектам федерации выдаются для рефинансирования их задолженностей перед теми же банками. То бишь финансовые учреждения в накладе не останутся при любом раскладе, но хотя бы регионы-должники ослабят удавку.
Во-вторых, есть пять направлений, которые правительство берет под особый контроль. Хорошо, что большинство из них так или иначе отвечают чаяниям населения. К примеру, в новый план вошли программы поддержки отраслей, дающих значительный эффект по цепочке смежников. Это автомобилестроение, жилищное строительство, легкая промышленность. Также государство обещает дополнительно поддержать сельское хозяйство и принять дополнительные меры по обеспечению доступности лекарств.
Если составить ТОП-5 обласканных особым вниманием правительства направлений, то получится следующая картина.
На пятое, последнее, место претендует лекарственное обеспечение. По стечению обстоятельств, в плане этой сфере отведено тоже пять пунктов. Увы, ни один из них не подкреплен конкретной суммой — все при звездах. То есть обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации, выдавать лекарства ВИЧ-инфицированным, больным редкими болезнями и всем, кто имеет право получать лекарства бесплатно, а также субсидировать фармацевтов, производящих медпрепараты по цене до 50 рублей, непременно будут. Но — по мере поступления средств в бюджет.
Четвертое место достается легкой промышленности. Эта отрасль претендует на 1,4 миллиарда рублей из неназванного дополнительного источника и может ни в чем себе не отказывать.
«Бронза» на сей раз достается сельскому хозяйству. Обычно оно всегда на задворках, но в связи с импортозамещением продвинулось аж на две позиции вверх. И хотя в графе финансирования дополнительных мер по поддержке сельского хозяйства тоже стоит звезда, надежду крестьянам дает правительственное обещание «создать механизм упрощенного доступа к кредитным средствам, в т.ч. в целях реализации проектов импортозамещения». А в части реализации программы поддержки сельского машиностроения и вовсе стоит денежная сумма — 10 миллиардов рублей. Правда, дополнительные источники тоже сохранили анонимность.
Второе место нашего рейтинга уходит жилищному строительству. Здесь, в отличие от денег, планов громадье. Но под некоторые пункты уже заложены и финансы. Так, помогать отдельным категориям ипотечных заемщиков будут за счет АО «АИЖК», которое в прошлом году вело себя слишком прижимисто и деньги не израсходовало. Программу «Жилье для российской семьи» решили поддержать межбюджетными трансферами в бюджеты регионов. О каких суммах идет речь, неизвестно. Однако заявлено, что до конца 2017 года должно быть введено в эксплуатацию около 14 миллионов квадратных метров жилья экономкласса.
А на первое место уверенно выдвинулась поддержка нашего автопрома. В плане на эти цели заложены 88,59 миллиарда рублей из федерального бюджета и 49,1 миллиарда — из дополнительных источников. К слову, государство во все трудные времена поддерживало нашу автомобильную отрасль. Но легче ей почему-то не становилось. Такой парадокс.
Ну и раз разговор пошел на позитиве, есть еще хорошая новость. Даже две. Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина не исключает, что в четвертом квартале российский ВВП может вернуться к поквартальному росту. В то же время отток капитала, по мнению регулятора, может сократиться с ранее прогнозируемых $ 53 миллиардов до $ 30-40 миллиардов. А глава минэкономразвития настроен еще более оптимистично. «Поквартальный рост ВВП будет возможен раньше, чем в четвертом квартале. Я думаю, уже в начале третьего квартала», — сказал Алексей Улюкаев.
Фото Politrussia