В последнее время в открытой печати все чаще появляются публикации об электромагнитном оружии (ЭМО). Материалы об ЭМО пестрят различными сенсационными, а порой и откровенно антинаучными «выкладками» и экспертными мнениями, часто настолько полярными, что складывается впечатление, что люди говорят вообще о разных вещах. Электромагнитное оружие называют и «технологиями будущего» и одной из «величайших обманок» в истории. Но истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине…
Электромагнитное оружие (ЭМО) — оружие, в котором для придания начальной скорости снаряду используется магнитное поле, либо энергия электромагнитного излучения используется непосредственно для поражения или нанесения повреждений технике и живой силе противника. В первом случае магнитное поле используется как альтернатива взрывчатым веществам в огнестрельном оружии. Во втором — используется возможность наведения токов высокого напряжения и электромагнитных импульсов высокой частоты для выведения из строя электрического и электронного оборудования противника. В третьем — применяется эм-излучение определенной частоты и напряженности с целью вызывание болевых или иных (страха, паники, слабости) эффектов у человека. ЭМ оружие второго типа позиционируется как безопасное для людей и служащее для вывода из строя техники и средств связи. Электромагнитное оружие третьего типа, приводящее к временной небоеспособности живой силы противника, относится к категории оружия нелетального действия.
Электромагнитное оружие, разрабатываемое в настоящее время, можно разделить на несколько типов, различающихся по принципу использования свойств электромагнитного поля:
— Электромагнитная пушка (ЭМП)
— Система активного «отбрасывания» (САО)
— «Глушилки» — различные виды систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ)
— Электромагнитные бомбы (ЭБ)
В первой части цикла статей, посвященных электромагнитному оружию, речь пойдет об электромагнитных пушках. Ряд стран, например США, Израиль и Франция активно проводят разработки в этой области, сделав ставку на использование электромагнитно-импульсных систем для генерации кинетической энергии беозарядов.
У нас, в России, пошли другим путем — основной упор сделали не на электронные пушки, как США или Израиль, а на системы радиоэлектронной борьбы и электромагнитные бомбы. Например, как утверждают специалисты, работающие над проектом «Алабуга», отработка технологии уже минула стадию полевых испытаний, в данный момент идет стадия доводки опытных образцов в целях увеличить мощность, точность и дальность излучения. Сегодня боевая часть «Алабуги», разорвавшись на высоте 200-300 метров, способна отключить всю радио- и электронную аппаратуру противника в радиусе 4 км и оставить войсковое подразделение масштаба батальон/полк без средств связи, управления и наведения огня, превратив всю имеющуюся технику противника в «груду металлолома». Может быть именно эту систему имел в виду Владимир Владимирович, когда недавно говорил, о «секретном оружии», которое Россия может применить в случае войны? Впрочем, подробнее про систему «Алабуга» и других новейших российских разработках в области ЭМО речь пойдет в следующем материале. А сейчас, давайте, вернемся к электромагнитным пушкам, наиболее известном и «раскрученном» в СМИ типе электромагнитного оружия.
Может возникнуть резонный вопрос — зачем вообще нужны ЭМ-пушки, разработка которых требует огромных затрат времени и ресурсов? Дело в том, что существующие артиллерийские системы (на основе порохов и взрывчатых веществ), по оценкам экспертов и ученых, достигли своего предела — скорость выпущенного с их помощью снаряда ограничена 2,5 км/сек. Для того, чтобы увеличить дальнобойность артиллерийских систем и кинетическую энергию заряда (а следовательно, и поражающую способность боевого элемента) необходимо увеличить начальную скорость снаряда до 3-4 км/сек, а существующие системы на это не способны. Для этого нужны принципиально новые решения.
Идея создания электромагнитной пушки зародилась практически одновременно в России и Франции в разгар Первой мировой войны. В её основу легли труды немецкого исследователя Йоганна Карла Фридриха Гаусса, который разработал теорию электромагнетизма, воплотившуюся в необычное устройство — электромагнитную пушку. Тогда, в начале ХХ века всё ограничилось опытными образцами, показавшими, к тому же, довольно посредственные результаты. Так французский опытный образец ЭМП смог разогнать 50-граммовый снаряд лишь до скорости 200 м/сек, что ни шло ни в какое сравнение с существовавшими на тот момент пороховыми артиллерийскими системами. Её российский аналог — «магнитно-фугальная пушка» и вовсе осталась лишь «на бумаге», — дальше чертежей дело не пошло. Всё дело в особенностях данного вида вооружения. Пушка Гаусса стандартной конструкции состоит из соленоида (катушки) с расположенным внутри него стволом из диэлектрического материала.
Пушка Гаусса заряжается снарядом из ферромагнетика. Чтобы заставить снаряд двигаться, на катушку подаётся электрический ток, создающий магнитное поле, благодаря действию которого снаряд «втягивается» в соленоид, — и скорость снаряда на выходе из «ствола» тем больше, чем мощнее сгенерированный электромагнитный импульс. В настоящее время ЭМ-пушки Гаусса и Томпсона, вследствие ряда принципиальных (и на данный момент неустранимых) недостатков, не рассматриваются с точки зрения практического применения, основным видом ЭМ-пушек, разрабатываемых для постановки на вооружение, являются «рельсотроны».
В состав рельсотрона входят мощный источник питания, коммутационная и управляющая аппаратура и два электропроводящих «рельса» длиной от 1 до 5 метров, которые являются своего рода «электродами», расположенными друг от друга на расстоянии примерно 1 см. В основу действия рельсотрона положен кумулятивный эффект, когда энергия электромагнитного поля взаимодействует с энергией плазмы, которая образуется в результате «сгорания» специальной вставки в момент подачи высокого напряжения. В нашей стране об электромагнитных пушках заговорили в 50-е годы, когда началась гонка вооружений, и тогда же начались работы по созданию ЭМП — «сверхоружия», способного в корне изменить расстановку сил в противостоянии с США. Советским проектом руководил выдающийся физик академик Л. А. Арцимович, один из ведущих мировых специалистов по изучению плазмы. Именно он заменил громоздкое название «электродинамический ускоритель массы» на всем известное сегодня — «рельсотрон». Разработчики рельсотронов сразу с толкнулись серьезной проблемой: электромагнитный импульс должен быть настолько мощным, чтобы возникла ускоряющая сила, способная разогнать снаряд до скорости, как минимум 2М (около 2,5 км/с), и вместе с тем настолько кратковременным, чтобы снаряд не успел «испариться» или разлететься на куски. Поэтому снаряд и рельс должны обладать как можно более высокой электрической проводимостью, а источник тока — как можно большей электрической мощностью и как можно меньшей индуктивностью. В данный момент эта фундаментальная проблема, проистекающая из принципа действия рельсотрона, до конца не устранена, но вместе с тем разработаны инженерные решения, способные до определенной степени нивелировать ее негативные последствия и создать действующие прототипы ЭМ-пушки рельсотронного типа.
В США с начала двухтысячных идут лабораторные испытания 475-мм рельсотроной пушки, разработанной компаниями General Atomics и BAE Systems. Первые залпы из «пушки будущего», как ее уже окрестили в ряде СМИ, показали довольно обнадёживающие результаты. Снаряд массой 23-кг вылетал из ствола со скоростью, превышающей 2200 м/сек, что позволило бы поражать цели на расстоянии до 160 км. Невероятная кинетическая энергия поражающих элементов электромагнитных орудий делает боевые части снарядов, по сути, ненужными, так как сам снаряд при попадании в цель производит разрушения, сравнимые с тактической ядерной боеголовкой.
После доводки опытного образца рельсотрон планировали установить на скоростной корабль JHSV Millinocket. Однако планы эти отложили до 2020 года, так как с установкой ЭМП именно на боевые корабли возник ряд принципиальных сложностей, устранить которые пока не удалось.
Та же судьба постигла и ЭМ-пушку на передовом американском эсминце «Zumwalt». В начале 90-х годов вместо артиллерийской системы 155 калибра на перспективных кораблях типа DD(X) / GG(X) планировалось устанавливать электромагнитную пушку, но потом от этой идеи решили отказаться. В том числе потому, что при стрельбе из ЭМП пришлось бы на время отключать большую часть электроники эсминца, в том числе системы ПВО и ПРО, а также останавливать ход корабля и системы жизнеобеспечения, иначе мощности энергосистемы не хватает для обеспечения стрельбы. К тому же ресурс ЭМ-пушки, которая испытывалась на эсминце, оказался крайне невелик, — всего несколько десятков выстрелов, после чего ствол выходит из строя из-за огромных магнитных и температурных перегрузок. Данную проблему решить пока не удалось. Исследования и испытания, а точнее сказать, «освоение бюджета», по программе разработки электромагнитного оружия для эсминцев типа DD(X) в данный момент продолжаются, но вряд ли ЭМП с теми характеристиками, которые заявлялись на старте данной программы, появится на вооружении армии США в обозримой перспективе.
Есть ли у электромагнитных пушек будущее? Безусловно. И вместе с тем, не стоит ожидать, что уже завтра ЭМП заменят привычные нам артиллерийские системы. Многие ученые и эксперты в начале 80-х годов ХХ века всерьез заявляли, что не пройдет и 30-ти лет, как лазерное оружие изменит «лицо войны» до неузнаваемости. Но заявленный срок вышел, а мы до сих пор не видим на вооружении армий мира ни бластеров, ни лазерных пушек, ни генераторов силовых полей. Все это пока остается фантастикой и темой для футуристических дискуссий, хотя работы в данном русле ведутся, и по ряду направлений достигнут серьезный прогресс. Но порой между открытием и серийным образцом проходят долгие десятилетия, а бывает и так, что разработка, поначалу казавшаяся необычайно перспективной, в итоге совершенно не оправдывает ожидания, становясь очередной «технологией будущего», так и не ставшей «реальностью». И какая судьба ждет электромагнитное оружие — покажет только время!
Андрей Князев