Практика последних нескольких лет наглядно показала крайне низкую устойчивость российской экономики к внешним воздействиям, носящих как естественный экономический, так и искусственный характер, связанный с политической межгосударственной борьбой. Отсюда возникает вполне правомерный вопрос: – какая экономика нужна России, чтобы быть уверенным в своем будущем и не зависеть от цены на нефть и тех или иных политикоэкономических санкций? То есть, речь идет об идеальной экономике, которая нужна России.
Очевидно, что это экономика, должна быть максимально независима от производственного импорта, и прежде всего из потенциально недружественных стран. Также она должна обладать адаптивными возможностями по быстрому налаживанию собственного производства критически важной для экономики и страны продукции в случае возникновения такой необходимости. То есть, в экономике должны иметься производственные мощности, быстро перестраиваемые на другой вид продукции. Кроме того, такая экономика должна иметь диверсифицированный экспорт, чтобы не зависеть от меняющихся цен на мировом рынке на отдельные виды экспортной продукции.
Для того, чтобы решить эту задачу нужна структурная перестройка существующей экономики, то есть необходимо создать новые и модернизировать старые производства и предприятия, нужно воссоздать целые отрасли для замещения производственного импорта, диверсификации экспорта и придания экономике адаптивных возможностей.
Осуществить такую комплексную и масштабную структурную перестройку в условиях либеральной рыночной экономики практически невозможно, так как именно из-за нее самой и возникли в постреформенные годы эти уродливые диспропорции, которые теперь надо исправлять. Либеральная рыночная экономика, как показывает практика, из-за отсутствия мобилизационных возможностей не может в российских нестандартных условиях увеличить до необходимого для успешного развития страны уровня объем инвестиций и не может их направить на структурную перестройку экономики. Не может она также создать и благоприятные для развития экономики финансовые условия. Последние предполагают наличие низких кредитных ставок, немного заниженного по сравнению с паритетным значением обменного курса рубля и близкого к нулю уровня инфляции. Для того чтобы выправить ситуацию нужна экономика, обладающая помимо рыночных механизмов также и механизмами прямого управления предприятиями. То есть нужна планово-рыночная экономика, которая с помощью своих мобилизационных возможностей сможет качественно увеличить объем инвестиции и сможет направить их на структурную перестройку экономики. Но, к сожалению, Правительство РФ не решается признать тот факт, что России под видом рыночных реформ в начале 90-х годов прошлого столетия была навязана несоответствующая нашим условиям и потому неэффективная модель либеральной рыночной экономики. Поэтому оно и не пытается начать разработку своей национальной модели экономики, которая только и сможет решить стратегическую задачу ускоренного социально-экономического развития страны, в том числе и задачу структурной перестройки экономики.
Но, что же делать сейчас, когда планово-рыночная экономика еще не создана, а на повестке дня стоит вопрос срочного решения возникающих одна за другой текущих социально-экономических проблем?
К счастью, определенные ограниченные возможности маневра существуют и в нынешней хозяйственной системе. Изменения, которые могут помочь пережить нынешний кризисный период, связаны, прежде всего, с повышением уровня справедливости при распределении созданного трудом всего народа общественного продукта и с повышением эффективности использования бюджетных средств. Повышение справедливости способствует повышению спроса на отечественную продукцию, так как потребительские интересы богатой части населения ориентированы на дорогую импортную продукцию. Это способствует развитию отечественной экономики. Следует также заметить, что повышение справедливости соответствует 7-ой статье Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством. Повышение же эффективности использования бюджетных средств позволяет государству создать больший объем общественных благ и оказать большую реальную поддержку экономике, науке и социальной сфере. Направлений повышения эффективности использования бюджетных средств достаточно много, поэтому ограничимся рассмотрением в данной статье лишь вопросами справедливости при выплате населением государству обязательных платежей со своих доходов.
Россия является единственной страной в мире, где выплаты государству населением и за счет населения носят регрессивный характер, то есть богатые несут меньшую финансовую нагрузку, чем бедные. Примеров здесь достаточно много, так, при превышении доходов физического лица предельной величины – 796 тыс. рублей размер страхового тарифа в пенсионный фонд РФ снижается с 22% до 10%. Аналогичная ситуация снижения тарифов имеет место и для выплат в фонд социального страхования РФ и федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Имеются и другие поблажки для богатых, например, отсутствие необходимости платить подоходный налог с доли имущества, получаемой при выходе учредителя из состава общества с ограниченной ответственностью. В целом, регрессивная зависимость платежей государству от величины доходов гражданина не только нарушает принцип социальной справедливости, но и осложняет российскую налоговую систему, что в свою очередь увеличивает непроизводительные издержки в экономике за счет увеличения объема бухгалтерских расчетов и объема контроля со стороны государства.
Для того чтобы упростить налоговую систему и систему бухгалтерского учета можно объединить налог на доходы физических лиц и обязательные выплаты в государственные внебюджетные фонды обязательного страхования в единый подоходный налог. Шкала этого налога должна быть плоской, ставка налога не должна меняться в зависимости от величины дохода физического лица. При этом при расчете новых ставок налогообложения могут быть сохранены все льготы и налоговые вычеты, существующие сейчас. Не должны облагаться налогом все государственные пособия, пенсии, все компенсационные выплаты со стороны государства, должны быть сохранены налоговые вычеты для чернобыльцев, лицам имеющим детей, на образование, лечение и др.) Также могут быть учтены особенности существующей тарифной системы обязательного страхования, связанные с разными видами систем налогообложения, используемых предприятиями-плательщиками страховых взносов за своих работников, их специализацией, условиями труда работников и др. Введение единого подоходного налог вообще позволяет переформатировать всю систему льгот, сделав ее более логичной, справедливой и более простой в использовании. Данную реформу можно осуществить, не меняя модель экономики, так как эти изменения будут востребованы и в будущей планово-рыночной экономике.
Геннадий Вениаминович Закиматов
инженер ООО «ЦВС» г. Санкт-Петербург
1 комментарий
Товарищ так всё расписал, как будто наверху всех очень сильно беспокоит эта проблема, а он, значит , подсказывает им способ решения. Да не беспокойтесь за них, у них всё нормально.