В августе Юрий Чиж собирал арбузы вместе с Александром Лукашенко. За год до того — получал почетную грамоту из рук председателя КГБ. И много лет подряд играл с Лукашенко в хоккей, заседал с ним рядышком в Национальном олимпийском комитете, копал картошку, получал самые «сладкие» участки в историческом центре Минска под строительство уродующих город бетонных коробок, плодил «дочек» собственного холдинга «Трайпл», участвовал в мошеннических «растворительных» схемах… Словом, был официально признанным главным белорусским олигархом и главным приближенным Александра Лукашенко. А еще он был номером один в списке лукашенковских «кошельков», в отношении которых в 2011 году Евросоюз ввел экономические санкции.
В пятницу вечером стало известно, что Юрий Чиж арестован КГБ. В чем его официально обвиняют, пока неизвестно.
«Растворители» — это был бизнес для самых близких доверенных лиц Лукашенко. Суть проста: российские нефтепродукты перепродавались в Европу под видом белорусских растворителей.
Беларусь, как известно, покупает нефть и нефтепродукты в России беспошлинно, но при их перепродаже за пределы Таможенного союза обязана заплатить 100% экспортных пошлин в российский бюджет. А вот растворители, разбавители и смазочные материалы входят в список нефтепродуктов, экспортировать которые Беларусь имеет право без уплаты экспортных пошлин в России. Таким образом, точно так же, как польские яблоки и другие европейские продукты с этикеткой «произведено в Беларуси» поставляются сейчас в Россию, раньше на цистерны с бензином и соляркой клеились этикетки «ацетон» и отправлялись в Европу.
Несколько лет назад этот бизнес пришлось минимизировать после того, как в России вскрыли мошенническую схему, и разразился скандал. Но необходимые миллиарды несколькими «кошельками» Лукашенко, и в первую очередь Юрием Чижом, уже были заработаны.
Лукашенко вручает медаль главе «Трайпла» Юрию Чижу, 2013 год / пресс-служба президента Белоруссии
Правда, неприятности для «Трайпл» начались еще в прошлом году. В то самое время, когда Юрий Чиж собирал арбузы с президентом республики, был арестован давний партнер Чижа и его заместитель Владимир Япринцев. Его обвинили в мошенничестве. Юрий Чиж тогда отказался от комментариев и, судя по осторожным неофициальным репликам сотрудников холдинга, даже не попытался защитить Япринцева. Через полгода — точно так же, в соответствии с классическим сценарием «маски-шоу», — взяли Чижа.
По поводу ареста Япринцева в деловых кругах и в среде силовиков говорили, что главная причина — поступившая информация о намерении бизнесмена вывезти капитал за границу и уехать. Именно такая версия в первую очередь напрашивается и в связи с задержанием самого Чижа. Дела его в последнее время, судя по резкому сокращению расходов и увольнению части сотрудников, шли не лучшим образом. Отель Kempinsky, который Чиж клялся построить к чемпионату мира по хоккею в 2013 году, до сих пор стоит унылой бетонной коробкой, которую уже год никто не пытается достраивать. От многих активов Чиж просто избавился, да и финансирование спортивных проектов резко сократил.
И белорусские бизнесмены заговорили о том, что, скорее всего, Чиж собирается уехать. А тут еще и Евросоюз снял с него и его холдинга все санкции — удачное время для побега. Но — не успел.