В 2021 году должен состояться первый полет нового российского бомбардировщика ПАК ДА — перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Об этом заявил главком ВКС РФ Виктор Бондарев. ПАК ДА — аналогичный проект уже практически завершенного ПАК ФА — который сейчас получил название Т-50 и готовится к поставкам в войска уже в этом году.
Но 2 марта Бондарев рассказал, что в связи с возобновлением производства Ту-160М2 в России (в советские годы этот стратегический бомбардировщик строили на Украине) ПАК ДА могут отложить, что называется, в «дальний ящик».
Немного об истории и возможном облике ПАК ДА
Решение о начале исследовательский работ по проекту ПАК ДА было принято в 2009 году. В августе 2009 года между Министерством Обороны и компанией «Туполев» был подписан контракт на разработку и создание принципиально нового бомбардировщика. Туполевцы опередили изначальный график (по нему проект самолета должен был быть завершен к 2015 году) и уже в 2012 году завершили проектные работы, а командование военно-воздушных сил (тогда ВВС и ВКО не были объединены в единый вид Вооруженных Сил) утвердило проект на следующий год.
Уже на этом этапе стали известны некоторые подробности о проекте нового бомбардировщика. Самолет выполнен по аэросхеме «летающее крыло»: за счет этого снижается видимость для радаров и достигается низкая (по сравнению с другими аэросхемами) удельная масса планеров. Именно по такой схеме был построен знаменитый американский стелс-бомбардировщик B-2 Spirit. Но самолет, построенный по такой схеме, не может преодолевать звуковой барьер из-за аэродинамических особенностей и является довольно неустойчивым в полете.
Видимо, военные и разработчики решили сделать стелс-бомбардировщик — с учетом выбранной аэродинамической схемы и прицелом на широкое использование композитный материалов.
В июне 2014 года в открытом доступе появились данные и о предполагаемом разработчике двигателя для нового бомбардировщика. Выбор пал на компанию «Кузнецов», входящую в состав госкорпорации «Ростех». Самарцы предложили тогда новый двигатель, который предполагается создавать на основе хорошо зарекомендовавшего себя НК-32 (который сейчас устанавливается на Ту-160).
Исходя из этого, можно уже представить облик нового самолета.
ПАК ДА представляет собой низколетящий, дозвуковой и, что самое важное — малозаметный бомбардировщик. С учетом тактико-технических особенностей двигателей НК-32 (потому что по новому двигателю информации нет), можно представить потенциальный вес и радиус действия ПАК ДА: самолет сможет весить максимум 280 тонн. С учетом пропорций веса, необходимого топлива и вооружения, радиус действия ПАК ДА будет почти 7000 километров. При этом, разработчиками, скорее всего, будет реализована система дозаправки в воздухе.
На сегодняшний день на вооружении стратегической авиации России находятся модернизированный Ту-95 и Ту-160. И если первый с трудом может преодолеть ПВО противника, то второй просто «проскакивает» вражеские системы ПВО на сверхзвуке. Однако, самолета, подходящего для скрытного и внезапного уничтожения вражеских объектов (в том числе ПВО) у ВКС сегодня нет.
Аналоги
Ближайшим аналогом ПАК ДА является американский стелс-бомбардировщик В-2 Spirit. Ставший самым дорогим за всю историю самолетостроения бомбардировщиком из-за технологических просчетов, он стал и одним из самых дорогих в эксплуатации по причине применения специального покрытия для уменьшения заметности на радарах. Именно разработка этого самолета натолкнула конструкторов и военных стратегов на мысль, что самолету не обязательно быть полностью «стелс», достаточно элементов по снижению заметности.
Американский B-2 способен нести широкую номенклатуру вооружений: ядерное оружие, свободно падающие бомбы, крылатые ракеты, а также высокоточное вооружение. Управляется он двумя пилотами, дальность полета составляет 11100 км (а боевой радиус — 5300).
Российский ПАК ДА, исходя из доступной информации, превосходит американца и по дальности полета и примерно равен по скорости. Впрочем, такие бомбардировщики на перегонки обычно не гоняются — это штучное оружие, острейший скальпель, который в редчайших случаях применяется как боевой топор.
Но позже развитие современных систем ПВО и радаров заставило пересмотреть взгляды на стелс-технологии в мире. Практически все разрабатывающиеся сейчас истребители пятого поколения (что американский F-35, что российский Т-50, что китайский J-20 или японский ATD-X Shinshin) стали новым словом в развитии технологии малозаметности.
И здесь Россия оказалась первой страной, которая начала разработку нового стелс-бомбардировщика.
Что будет с ПАК ДА дальше?
Пока что перед технологами, работающими над ПАК ДА, стоит неразрешимая проблема: где взять двигатели для нового самолета?
Дело в том, что самарский «Кузнецов» производит всего несколько десятков двигателей в год и все они расписаны на несколько лет вперед в связи с запуском производства ПАК ФА, модернизацией и возрождением производства Ту-160. До второго украинского майдана проблему с двигателями могли помочь решить украинские заводы — в годы СССР именно они специализировались на производстве авиадвигателей.
Масштабные вливания в «Кузнецов» тоже не помогут быстро увеличить объемы производства, ведь необходим персонал со специальными навыками, а людей нужно еще обучить. И это не говоря про оборудование, которое тоже откуда-то надо взять.
Скорее всего, пока ПАК ДА будет продолжать разрабатываться как проект — у конструкторов появилось больше времени в запасе. А вот с производством и постановкой на вооружение можно подождать. И это, скорее, даже хорошо: при разработке такого самолета не следует стремиться «выполнить пятилетку за четыре года», ведь даже малейшие инженерные или технологические просчеты выливаются в миллионы, а то и миллиарды дополнительных денег на содержание и эксплуатацию.
Фото militariorgucoz.ru
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).