Чрезмерно долгая и весьма нелицеприятная история создания «лучшего истребителя на свете» F-35 Lightning II способна стать для американского ВПК истинным «милитаристским комплексом неполноценности». Об этом вполне серьезно стали заявлять военные самого высокого ранга.
Ситуация весьма серьезная. Откровенный неуспех программы создания «Второй Молнии» нанесла ощутимый удар не только по репутации Пентагона (как в военно-техническом, так и в финансовом плане), но и подорвала уверенность ведомства в дальнейших своих силах быть способными ответить на долгосрочные военные вызовы. Ведь история развития военной авиации (и вообще, вооружения в целом) на истребителях пятого поколения, очевидно, завершиться не может. А вот что со всем этим делать – большой и очень унылый вопрос.
В частности, нынешний директор программы F-35 генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан советует хорошо подумать, прежде чем браться за проект нового самолета. «Нужно как следует подумать о том, что вам на самом деле нужно от истребителя шестого поколения и насколько совпадают нужды ВМФ и ВВС», — пояснил он.
То есть аналога русской поговорки «семь раз отмерь, один – отрежь» в американском языке, наверно, не существует. Или он был неведом организаторам программы до тех пор, пока они не приступили к ее реализации. Что ж, очень умно, ничего не скажешь.
Тот же генерал признается, что по первоначальной концепции, которая определялась для будущего истребителя пятого поколения, предполагалось, что самолет будет на 70% унифицированным. То есть, в зависимости от назначения самолета: будь то версия для обычных взлетно-посадочных полос, версия для взлета с авианосцев, версия морской пехоты — для взлета с коротких взлетно-посадочных полос и вертикального приземления, достаточно было применить оставшиеся 30% трансформационного потенциала необходимой модификации самолета.
Сам же руководитель программы вынужден признать, что технические изменения привели к тому, что машины были одинаковыми всего на 20 процентов. То есть изначальная концепция мегауниверсального истребителя (кто-то однажды удачно назвал эту концепцию «летающий швейцарский ножик») была провалена целиком и полностью.
Что и говорить, уверенности в успешных решениях дальнейших задач такой опыт действительно не добавляет. А недавний соцопрос, устроенный в одном из институтов США показал, что более половины его сотрудников высказываются за закрытие программы F-35 совсем.
Поверьте, во всем этом нет никакого злорадства. Крах военной программы «истребитель пятого поколения США» — это результат, прежде всего, священной идеологии т.н. «эффективного менеджмента», при котором не столько важна «эффективность», сколько «эффект». Доминирования этой идеологии над всеми остальными составляющими процесса.
Эта очень модная и весьма заразная вещь является опасностью для всех, кто не уделит этой опасности достойного влияния. Хочется надеяться, что нам хватит иммунитета не поддаться ее тлетворному воздействию.
Игорь И,
Источник