Гениальность — (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Личности гения соответствуют такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.
Краткий психологический словарь.
Ростов—на—Дону: «ФЕНИКС».
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский,
М.Г. Ярошевский. 1998.
Соответствует ли Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) этим определениям гениального человека? Безусловно. Составила ли эпоха Сталина «эпоху в жизни общества»? Однозначно, да.
И не только эпоху в истории СССР, но и эпоху в мировой истории. Ну спросите сегодня любого человека, окончившего среднюю школу, в любой стране мира: кто такой Сталин? И любой грамотный человек ответит на этот вопрос – Сталин — выдающийся политический деятель, возглавивший Советский Союз и победивший гитлеровскую Германию!
До сих пор имя Сталина вызывает страх и ненависть у Запада. И все попытки Запада очернить это имя мифами о деспотизме Сталина, о «невинных жертвах» ГУЛАГа не имели успеха – видимо, не так уж просто переврать историю, как нам пытаются это внушить. Видимо, историческая правда существует, если с ней пытаются бороться все антирусские силы в мире.
Был ли Сталин деспотом на самом деле? Скорее он выполнял роль русского монарха, такую привычную для нашей традиции. А русские монархи были воспитаны на одной идее – служению своей стране, своему Отечеству! Собственно, Сталин и был настоящим государственником по всем своим делам и единственным мотивов всех его решений был один мотив — польза его стране, советской империи – Советскому Союзу! В этом смысле он был монарх!
Заметьте, не идея строительства мирового коммунизма, как была у Троцкого, а строительство и процветание своего государства, и защита этого государства от врагов, конечно. И всё это сделать Сталину удалось.
Удалось в самое короткое время – повысить оборонную мощь страны, подготовить профессиональную армию, создать производство и науку, обеспечить страну продовольствием. Сталин готовился к войне. Он знал, что на СССР нападут, что воевать с Западом все равно придется. И он успел подготовиться к такой войне. Успел, пусть даже силой жесточайшей дисциплины в стране, пусть силой страха и наказания за неудачи, но успел.
Это ли не сила гениального ума, политического предвидения, не творческая ли продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов?
Ведь Сталин был очень образованным человеком, вопреки устоявшему мифу о его якобы малограмотности: он почти на «отлично» окончил духовное училище (две четверки всего) и пять лет проучился в православной духовной семинарии, а это высшее образование. Причем мальчик из бедной семьи грузинского сапожника был прилежен в учении, стремился к знаниям и учился успешно в высшем учебном заведении, пусть и духовной направленности.
А такая тяга к образованию – тоже признак незаурядного человека с огромным интеллектом. И личная библиотека Сталина составляла 50 тысяч книг, которые он изучал всю свою жизнь, делал пометки, круг его интересов был обширным – от экономики, дипломатии, геополитики до истории и проблем педагогики. Да и умение анализировать, сравнивать предложения, выбирать оптимальные и принимать решения – это тоже свойство умного и образованного человека. У Сталина с этим было всё в порядке – он умел выбирать оптимальное и принимать решения!
Что касается «сто тысяч миллионов» жертв ГУЛАГа, то и здесь этот миф «очень либеральных историков» был развенчан: и общее количество заключенных на число жителей СССР оказалось равным сегодняшнему количество заключенных в России (на кол-во жителей РФ). И даже 600 тысяч, приговоренных к высшей мере наказания, за все 33 года правления Сталина оказалось не таким уж большим, учитывая результаты Гражданской войны и предателей-полицаев, лесных братьев, бандеровцев, шпионов, власовцев и прочей пены военного времени.
Да и карательную систему ЧК-НКВД создал не Сталин, а Троцкий сотоварищи, честно говоря. Сталин просто использовал эту силу в целях опять таки – не личных, а в целях сохранения государства, в целях повышения его оборонной промышленности. Можно ли было обойтись тогда без такого аппарата насилия, не знаю. Возможно, что и нельзя тогда было сделать иначе, ведь Германия нарастила свой военный потенциал тоже в режиме жесткой дисциплины, и Союзу медлить было нельзя.
Так что по результатам деятельности Сталина можно говорить о его гениальности как политика, о его сильной воле в достижении своих целей, о создании новой эпохи в мире – эпохе Сталина! А такое под силу только гениальному уму, гениальному человеку.
При всем том, хотелось бы мне сегодня жить в условиях того времени? Нет, не хотелось бы. Не хотелось бы жить в страхе, жизнь слишком коротка для этого.
Скажете, нелогично. Ведь я признаю гениальными дела Сталина. Да, признаю – это наша история, ее можно и нужно принимать, гордиться делами предков тоже нужно, оценивать плохое и хорошее необходимо. Но жить рядом с гениальным человеком, в его время – это тяжело и иногда даже страшно, ведь гении мыслят совсем другими категориями – геополитическими, историческими, глобальными и часто просто не считаются с жизнью обычного человека, не гениального совсем, а просто неплохого человека, живущего совсем другими интересами.
И заставить простого человека работать на глобальные задачи гениального ума, невидимые даже сейчас обывателю, задача сложная, и пока самым сильным средством для людей работать на будущее является страх. Видимо, Сталин его и использовал. А хотелось бы жить в разумном обществе с ясными задачами для каждого человека. Или такое невозможно?
Как-то так.