— Во-первых, при таком построении меньше сопротивление воздуха, что позволяет экономить топливо. Но главное не в этом… ,- рассказывает военный обозреватель Виктор Литовкин.
Как правило, впереди такой группы идёт самолёт-лидер. Но это не бомбардировщик, не истребитель, а какой-нибудь большой самолёт типа Ил-76 или Ту-154. А за ними уже следуют все остальные самолёты.
На самолётах-лидерах установлено навигационное оборудование, аппаратура ГЛОНАСС, GPS и т. п., которая позволяет проложить маршрут следования. А на обычных истребителях такой аппаратуры может и не быть. Это боевые самолёты, и они не предназначены для перелётов на расстояние 5000 км. Их предназначение — участие в боевых действиях на расстоянии 300–400 км вокруг своей базы. На борту у них есть аппаратура, которая позволяет определять местность, но для перелёта на большие расстояния такие устройства не годятся. Поэтому такие небольшие самолёты летят птичьим клином за лидером. Этим и объясняется с технической точки зрения такое построение.
Ещё надо понимать, что большие самолёты могут нести значительные запасы топлива, они осуществляют дозаправку в воздухе более маленьких самолётов, баки которых не предназначены для перелётов на большие расстояния.