Вывод российских войск из Сирии в рамках российско-американской сделки представляет угрозу для Петра Порошенко. Хотя бы потому, что ответной уступкой со стороны США может быть он сам.
Яшмы и кирпичи
«Эксперт Online» уже не раз писал о том, что украинские власти пытаются сорвать начавшийся процесс нормализации (или диалога о нормализации) между Россией и странами коллективного Запада. В Киеве прекрасно понимали, что любая форма компромисса между Западом и Россией будет достигнута за счет Украины. Однако в последнее время эта без сомнения важная и нужна задача стала еще более актуальной. Вывод значительной части контингента российских ВКС из Сирии мог быть обусловлен сделкой с американцами. Сделкой, подразумевающий, выражаясь языком китайцев, взаимный обмен кирпичей на яшму. Россия достигла большей части своих политических задач в Сирии, и важность этой операции для нее резко снизилась (хотя бы потому, что военные задачи не были решены и не могли быть решены в условиях сложного поведения союзников по Багдадской четверке). Для американцев же Сирия была «яшмой» — важнейшим тестом их лидерства в современном мире, возможностей управлять конфликтом. И без помощи России американцы этот тест проваливали, создавая тем самым себе новые проблемы в отношениях с крайне своенравными союзниками в лице КСА и Турции.
Для России же яшмой была ситуация на Украине. Кремль откровенно устал от возни украинских элит, их провокаций и нежелания исполнять Минские соглашения, а также деструктивной деятельности по развалу остатков украинской государственности. Вопреки заявлениям российских ура-патриотов, Кремлю не нужен ни развал Украины, ни окончательное превращение ее в несостоявшееся государство — ведь очевидно, что финансовое бремя по вытягиванию этого пространства ляжет именно на Россию. Американцы же рассматривают Украину как «кирпич» — отыгранную, в общем-то карту, с помощью которой США реализовали свои задачи (разорвали российско-европейские отношения и наказали Россию за Крым). Поэтому не исключено, что стороны просто произвели обмен ненужного на нужное — Кремль выводит войска и помогает американцам сохранить лицо в Сирии в обмен на обязательство американцев навести элементарный порядок в украинском хозяйстве и принудить украинскую власть хотя бы к частичному выполнению Минских соглашений. Так, ходят слухи о том, что от Киева в ультимативном порядке потребовали до конца марта принять вменяемый закон о выборах в ЛНР и ДНР.
За счет Киева
Киевскую власть это, понятно, не устраивает. Однако легальных инструментов для срыва этих договоренностей у них нет. Так, Киев не может апеллировать к международному сообществу с просьбой защитить украинскую демократию от сговора русских с американцами, поскольку международному сообществу Украина и все, что с ней связано в западных СМИ (а это скандалы, резкие заявления и коррупционные истории), несколько поднадоела. Дошло до того, что американцы прекращают финансирование Киева по линии МВФ до того момента, пока на Украине не закончится правительственный кризис. «МВФ, как и правительство США, не имеет выбора прямо сейчас, до тех пор пока мы не уверены в том, кто будет нашим партнером на другой стороне стола», — говорит помощник госсекретаря США Виктория Нуланд.
Позиционировать себя как форпост западного мира Киев тоже не может, поскольку серьезные люди на Западе в этот форпост никогда не верили. «У Запада ни одной стратегии относительно Украины никогда не существовало. Как не было и понимания, что как раз Украина — это ключевой элемент эволюционного продвижения евроатлантической цивилизации», — сокрушается советник Петра Порошенко Игорь Смешко.
Мы с вами больше не разговариваем
В этой ситуации Петру Порошенко остается лишь один выход — повышать ставки для того, чтобы сорвать российско-американские договоренности и заставить Москву и коллективный Запад снова разбежаться по окопам. Классический вариант — это возобновление боевых действий на Донбассе, с чем могло быть связана контролируемая эскалация боевых действий со стороны ВСУ под Ясиноватой. Однако проблема в том, что в Киеве, судя по всему, не знают точного текста российско-американского соглашения. И не исключено, что в этом тексте Путину дается ограниченная свобода действий в случае нападения Украины на ДНР и ЛНР. Исключать такой вариант нельзя хотя бы потому, что аналогичный карт-бланш России был дан в январе 2015 года (когда после системных нарушений перемирия со стороны ВСУ ополчение под вялое формальное сопротивление Запада перешло в наступление и освободило аэропорт и Дебальцево). Поэтому Порошенко нужен иной, более тонкий ход — и, судя по всему, он его нашел.
Ряд депутатов Верховной Рады внесли законопроект о разрыве дипломатических отношений с Россией. Не принимать его у депутатов нет никаких оснований кроме национальных интересов, ведь власти сами говорят, что находятся с Путиным в состоянии войны. Судя по некоторым утечкам, документ будет принят и подписан президентом, поскольку он решает целый ряд стоящих перед Порошенко задач. Во-первых, Украина сможет уклониться от формальных переговоров с Россией по Минску, как и от дальнейшего сотрудничества. Во-вторых, Петр Порошенко порадует радикализованную общественность (что крайне важно в преддверии ожидаемых досрочных выборов). Этой же общественностью он прикроется от вопроса Белого дома «зачем?». Ну и, наконец, в-третьих, он может даже сорвать возможную российско-американскую сделку. Ведь если представить что сделка была, что Украина действительно была ее частью, и что американцы прямо сейчас должны продавить Киев на ответную уступку России в обмен на вывод контингента из Сирии, разве сможет Москва поверить в то, что ужесточение украинской позиции не было инициировано Белым домом? Что Белый дом не решил сыграть в двойную игру и уклониться от своих обязательств? Вряд ли.