14 марта главы внешнеполитических ведомств стран-членов ЕС собрались для обсуждения и выработкиновой стратегии действий по отношению к России. При этом очевидность того, что на прежних правилах российско-европейские взаимоотношения строиться не могут, стала явной уже давно.
«На фоне событий двух последних лет в европейских столицах пришли к выводу: при любом раскладе возвращения к отношениям с Россией в духе business as usual (отношения как прежде) быть не может. Сейчас у нас толком нет никакого общего видения отношений с Россией, есть только санкции, но так вечно продолжаться не может. Нам нужен new normal — долгосрочная стратегия взаимодействия с Москвой в новых условиях», — заявил источник в руководстве Евросоюза.
На этом фоне различные эксперты единогласно заявили — никакого потепления в двухсторонних отношениях сейчас ожидать не стоит. Так, по словам доцента кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяны Романовой, говорить о нормализации отношений пока рано, хотя обе стороны осознают необходимость сотрудничества по различным вопросам, в том числе в Сирии и на Украине. «С другой — нет доверия и нет согласия о принципах, на которых будут базироваться отношения», — отметила она. В свою очередь, завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин заявил, что даже в случае неудачи провалов переговоров по Сирии, судьбу взаимоотношений ЕС и РФ будет решать ситуация на Донбассе, а именно выполнение комплекса мер, связанных с реализацией пресловутых Минских соглашений. «Если зримых доказательств выполнения минских договоренностей по урегулированию в Донбассе не появится, говорить о возвращении к какой-то норме не приходится», — констатировал эксперт.
Между тем дипломаты как с той, так и с другой стороны продолжают кидать небольшие камешки в огороды друг друга, намекая на то, что другая сторона «недостаточно серьезно» подходит к вопросу восстановления двухсторонних отношений. Да и недоверие друг к другу также никуда не делось. Таким образом, к новому заседанию глав внешнеполитических ведомств стран ЕС 14 марта ситуация оставалась в прежнем подвешенном состоянии.
Вскоре по итогам заседания европейцы приняли так называемые 5 принципов, на которых и будет основана дальнейшая политика Брюсселя по отношению к Москве. Председательствующая на заседании верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила:
Для меня вопрос продления санкций является не техническим, но политическим. Это решается странами — членами Евросоюза. Кроме того, на днях мы уже опубликовали документ о продлении срока действия санкций на полгода.
Могерини Федерика
Итак, первый принцип — ЕС по-прежнему считает Россию стороной конфликта на Украине и будет добиваться выполнения Москвой Минских соглашений. Отдельно госпожа Могерини отметила, что Брюссель не изменил своего мнения и считает присоединение Крыма к России аннексией. Тем не менее она не упомянула Крым как препятствие для нормализации отношений между двумя сторонами. Получается, что европейцы уже смирились с присоединением полуострова к России, хотя конечно и будут продолжать повторять мантры про «Крым — это Украина». Но реальность такова, что эти лозунги, которые будут повторены в устах европолитиков еще не раз, являются сейчас не иначе как соблюдением правил приличия по версии «Вашингтонского обкома». А вот Донбасс — здесь европейцы принципиальны. Но будут ли вдруг выполняться Минские соглашения сейчас? Крайне маловероятно, да и вообще — претворение «Минска» в жизнь зависит, прежде всего, от договоренностей Вашингтона и Москвы. Брюссель здесь играет вспомогательную роль.
Второй принцип подразумевает дальнейшее намерение ЕС укреплять отношения с бывшими советскими республиками в рамках проекта «Восточное партнерство». С этим связан саммит ассоциации между ЕС и Молдавией, который начался в понедельник, 14 марта. Стоит отметить, что Москва с явным подозрением относится к намерению европейцев усилить своё влияние в постсоветских республиках, которые Россия вполне резонно считает сферой своих жизненно важных геополитических интересов. И установка Брюсселя на продолжение политики усиления своего влияния в этих странах явно не пойдет на пользу будущим отношениям России и Старого Света.
Третий пункт заключается в укреплении «внутренней устойчивости ЕС». Под этим понимается усиление энергетической безопасности и стратегических коммуникаций Европы. Переводя на русский, европейцы продолжат политику по намерению диверсифицировать газовые поставки в Европу и снизить роль российского «Газпрома» в обеспечении энергетических нужд континента. А это значит, что Россия и дальше будет сталкиваться с проблемами при реализации проектов газопроводов в Европу в обход Украины. Судьба «Южного потока» здесь более чем показательна.
Четвертый принцип, якобы, предполагает собой пряник. Вместо кнута в бывших трех пунктах. Здесь европейцы заявляют, что несмотря ни на что хотят сотрудничать с Москвой по ряду ключевых направлений обеспечения международной безопасности: Сирия, отношения с Ираном, корейская ядерная программа и так далее. «Сотрудничество возможно и в других сферах, где это будет способствовать интересам ЕС», — отметила Могерини. В принципе, ничего особенного — пряник получился не очень вкусным. Очевидность сотрудничества основных мировых игроков для решения крупных проблем осознается всеми. Однако вполне возможно, что европейцы воспринимают четвертый пункт как некую палочку-выручалочку для России, которая зацепится за эту возможность для выхода из так называемой изоляции в отношениях с Западом. Хотя всем здравомыслящим политикам во всем мире давно очевидно — изолировать Россию не получилось, несмотря на наивные мечты американского и части европейского истеблишмента.
Ну и, наконец, пятый принцип. И снова кнут. Брюссель заявляет о стремлении и дальше поддерживать и развивать гражданское общество в России. В рамках заседания европейских дипломатов это называлось «инвестирование в контакты между людьми». Однако у нас это называется спонсирование оппозиции и откровенной пятой колонны для подрыва основ существующего в России государственного строя. В мировой политике, как известно, альтруизма нет, есть только интересы.
Таким образом, принятые Брюсселем 5 пунктов основ взаимоотношений с РФ в ближайшем будущем являются продолжением политики Старого Света, давно ставшего политическим придатком Вашингтона. Большинство пунктов откровенно направлены на повышение градуса противостояния между Брюсселем и Москвой, а это значит, что договариваться по-хорошему с нами по-прежнему не собираются. К тому же еще 10 марта Совет Европы утвердил продление индивидуальных санкций против России до 15 сентября 2016 года.
И это при том, что в самой Европе всё чаще звучат голоса в пользу отмены ограничительных мер против России. Так, еще в конце января министр экономики Франции Эммануэль Макрон, выступая в Москве перед французскими предпринимателями, заявил, что Париж намерен добиваться отмены антироссийских санкций к лету этого года. «Цель, которую мы все с вами разделяем, — это обеспечить к лету этого года возможность снятия санкций в случае, если положения минских соглашений будут реализованы», — сказал глава минэкономики Пятой республики.
Между тем Италия и Венгрия выступили против автопродления ограничительных мер против России, а также расширения санкций против Москвы. «На данном этапе мы не можем принимать любое решение как должное», — отметил глава МИД Италии Италии Паоло Джентилони. В свою очередь, руководитель внешнеполитического ведомства Венгрии Петер Сиярто высказал полное согласие с итальянским коллегой. «Евросоюз не может принимать скрытное решение по санкциям. Вопрос должен решаться на самом высоком уровне. Решение не может быть принято автоматически», — сказал дипломат.
При этом эксперты отмечают, что в ЕС, на фоне выработки единой «методички» действий для всех стран в отношении России, существует разновекторность видения политики по отношению к Москве. «На мой взгляд, еврочиновники как раз хотят выработать некий новый кодекс взаимодействия с нашей страной. Может, в чём-то смягчить последствия введения санкций. Мы знаем, что Венгрия, Словакия и Греция недовольны ограничениями экономического сотрудничества с Россией. В Германии, хоть официально правительство Ангелы Меркель поддерживает санкции, бизнес-круги крайне недовольны такой политикой», — отмечает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Александр Камкин.
Он также заявил, что крайне скептически настроен в отношении возможной оттепели между Москвой и Брюсселем. «Я думаю, что будет сделана попытка выработать некую концепцию, которая в целом останется в русле продолжения антироссийской политики. Санкции отменять никто не собирается. В лучшем случае, часть из них станет предметом торга по вопросам украинского и сирийского кризисов. Возможно, в ЕС попытаются задействовать Россию в решении миграционного кризиса. Поскольку, если будет закрыт балканский коридор для беженцев из Ближнего Востока и Африки, то нелегальные потоки пойдут через территорию нашей страны. Уже сейчас часть беженцев просачиваются в Евросоюз через Россию. Даже через Мурманск пытаются наладить маршруты».
В свою очередь заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелёв уверен, что Евросоюз в «Новой Холодной войне» не заинтересован. «Сейчас растёт исламистская угроза для всей западной цивилизации. Европе всё сложнее справляться с последствиями миграционного кризиса. Есть экономические сложности и внутри ЕС. В такой ситуации ссориться ещё и с Россией европейцам невыгодно. Ясно, что, например, без участия нашей страны украинский кризис решить невозможно. А украинский кризис влияет и на ситуацию в Европе в целом», — констатировал эксперт.
В целом, в Европе есть понимание необходимости замирения с Россией. Однако устремления европейской бюрократии и высшего политического истеблишмента, завязанного на США, зачастую идут вразрез с интересами отдельных стран и бизнес-кругов. Тем не менее выработка 5 вышеупомянутых принципов и принятие их как основополагающей программы дальнейшего отношения Брюсселя к Москве говорит о том, что в Старом Свете по-прежнему доминирует желание угодить Вашингтону, чем здравый скепсис и следование принципу общеевропейской пользы. А нормальные, крепкие и дружеские отношения с Россией — несомненная польза и потребность Европы, переживающей сейчас крупнейший цивилизационный кризис.
Фото Politrussia