Российские компании приостановили поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Как говорят источники «Газеты.Ru», это связано с тем, что белорусская сторона нарушает договор о поставках топлива в Россию. Поведение Минска понятно: продавать бензин в Европу гораздо выгоднее, он стоит там в 2,5 раза дороже.
«Газпрому» и «Татнефти» рекомендовано приостановить поставки нефтепродуктов в Белоруссию. Об этом в четверг сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на протокол заседания правительственной комиссии по ТЭК, которое состоялось 17 марта.
В частности, из протокола следует, что вице-премьер России Аркадий Дворкович поручил Министерству энергетики, Минфину и Федеральной таможенной службе доложить о причинах резкого увеличения экспорта нефтепродуктов дочерних предприятий «Газпрома» и «Татнефти» в Белоруссию, а также представить копии документов и расчетов, связанных с уплатой таможенной пошлины при осуществлении поставок и потерях бюджета от них. В связи с этим компаниям было рекомендовано заморозить поставки до рассмотрения российским правительством затребованных документов.
Пресс-секретарь Аркадия Дворковича Алия Самигуллина подтвердила «Газете.Ru», что на комиссии действительно поднимался вопрос ограничения поставок российского топлива в Белоруссию. «Однако это не было рекомендацией Дворковича, это было именно решением комиссии», — подчеркивает Самигуллина.
В «Газпроме» говорят, что компания сейчас готовит ответ для Минэнерго. «Объем поставки нефтепродуктов дочерними предприятиями «Газпрома» в Белоруссию в 2015 году вырос в связи с благоприятной конъюнктурой», — пояснил представитель газовой монополии, однако каковы сами объемы, не уточнил.
С «Татнефтью» связаться не удалось.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что поставки нефтепродуктов в Белоруссию уже прекращены. «Связано это с тем, что Минск не соблюдает соглашения по обоюдным поставкам топлива, нарушая баланс поставок», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Белоруссия беспошлинно закупает российскую нефть и поставляет России взамен нефтепродукты. Традиционно доля белорусского бензина на российском рынке составляет 3–5%. Однако в январе 2016 года страна поставила восточному соседу лишь 239 т нефтепродуктов (0,2% от уровня прошлого года). В феврале поставки прекратились вообще. Кстати, ранее Белоруссия приняла на себя обязательства по поставкам в Россию не менее 1 млн т автомобильного бензина, полученного из 24 млн т, которые ей в текущем году должна поставить Россия. Объем поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию не раскрывается.
Белорусский вице-премьер Владимир Семашко в начале февраля говорил, что для Белоруссии в текущей ситуации поставлять бензин в Россию означает работать «глубоко в убыток».
Это неудивительно, ведь в Россию белорусы продают свой бензин за рубли, тогда как экспортировать топливо можно за евро. Учитывая падение курса рубля по отношению к европейской валюте, разница весьма ощутима.
Если в России на начало марта средняя по стране розничная цена бензина Аи-95 составляла 36,8 руб. за литр, или около €0,48, то, например, в Германии литр аналогичного топлива стоил уже €1,22.
Белоруссии сейчас нужны деньги для поддержки экономики: за прошлый год золотовалютные резервы страны сократились на $883,3 млн и на 1 января составили $4,1758 млрд. За январь они снизились еще на $149 млн.
Следует отметить, что Россия пока не стала «наказывать» Белоруссию за нарушение условий поставки нефтепродуктов сокращением поставок нефти.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков указывает, что таким образом Белоруссия будет лишена части прибыли, которую можно было бы получить сравнительно быстро, — прибыли от экспорта нефтепродуктов.
«Теперь какую-то долю нефтепродуктов, которые можно было продать за рубеж, Белоруссии придется оставить для насыщения собственного рынка», — поясняет эксперт.
Минск уже не в первый раз нарушает «нефтепродуктовые» договоренности с Россией. Ранее условия поставок российской нефти в Белоруссию предполагали, что при экспорте нефтепродуктов, полученных из этой нефти, экспортная пошлина будет перечисляться Минском в бюджет России. В 2011–2012 годах разгорелся скандал, связанный с тем, что Белоруссия продавала в Европу автомобильное топливо под видом разбавителей и растворителей, что позволяло уходить от выплаты пошлин. Формально эта практика была прекращена в 2012 году, однако, по неофициальным данным, она продолжалась до конца 2014 года.
Алексей Топалов