На этой неделе уже заезженная тема санкций снова разлетелась по всем СМИ: депутаты Европарламента выступили с обращением к возглавляющей внешнеполитическое ведомство ЕС Федерике Могерини. В предоставленном документе они призывают Евросоюз ввести персональные санкции против президента РФ Владимира Путина и других высокопоставленных чиновников страны. Кроме того, украинские власти передали в Брюссель так называемый «список Савченко», где они, так же, как и евродепутаты, просят ввести личные санкции против ряда российских чиновников.
История «несчастной» украинской лётчицы, видимо, настолько тронула сердца европейцев, что они готовы ещё глубже зарыться в выкопанную своими санкциями яму. Неизвестно, как долго они будут заниматься самобичеванием. Однако понятно одно: большинство западных политиков просто не понимают смысл своих слов. Предложенные меры, к слову, предполагают не только замораживание активов и конфискацию имущества на территории ЕС, но и запрет на въезд в еврозону.
Почему Путину не грозят персональные санкции?
РБК с отсылкой на Интерфакс приводит слова главы Европарламента Мартина Шульца. Он заявил, что не все перечисленные в списках лица будут включены в «чёрный список» ЕС. «Вы спрашиваете, все ли, кто перечислен в нем, будут объявлены «персона нон грата» в ЕС, и сами назвали имя Владимира Путина, — приводит агентство слова Шульца. — Мой ответ будет «нет», не все имена в этом списке будут объявлены «персона нон грата», наверное, номер первый не будет», — подчеркнул он.
Конечно, это вызвало волну негодования в украинских СМИ. Их с удовольствием поддерживают российские оппозиционеры, которые считают личные санкции эффективными мерами. Все эти господа в один голос объясняют причину отказа от персональных санкций против Путина наличием ядерного оружия у России. Так считает, например, российский журналист Александр Рыклин, главный редактор «Ежедневного журнала», один из лидеров движения «Солидарность» и соучредитель Объединённого гражданского фронта:
«Сегодня в России правит такой режим, где именно лидер отвечает за все и инициирует подобного рода истории. Но не все любят ковырять в берлоге винтовкой, когда там не спит медведь. А медведь уже не спит. Конечно, они его опасаются. Ядерное оружие все-таки. За последние несколько лет этот человек проявил себя разносторонне в плане психического состояния. Бог его знает. Лишний раз не хочется его сильно огорчать».
Александр Рыклин
Вот только неизвестно, что с психическим состоянием у людей, которые считают реальностью ядерную угрозу от России.
На этом, пожалуй, стоит закончить с анекдотами и перейти к занимательной статистике, которая гораздо лучше прояснит ситуацию с введением персональных санкций. За весь 2015 год и начало 2016 Владимир Путин совершил 16 официальных визитов. Только 4 из них были на территорию ЕС: в Венгрию (февраль, 2015), в Италию и Ватикан (июнь, 2015) и дважды во Францию (октябрь и ноябрь, 2015). Если учитывать единение ЕС и США в санкционных вопросах, то в этот список можно добавить участие Путина в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. При этом если предположить, что президента РФ нет на мероприятиях ООН, то картина получается довольно странная. И дискредитирует она не Запад, а международную политическую систему с её институтами. Остальные поездки, впрочем, он совершил в страны постсоветского пространства, а также в Египет, Турцию, Иран и Китай.
Судя по информации Кремля о событиях, в которых президент принимал участие, он предпочитает скорее принимать гостей, нежели навещать их. За 2015-2016 год Россию посетили более 70 зарубежных политиков: от первых лиц до отдельных представителей власти. Из них европейских глав государств 11, при этом премьер-министр Греции Алексис Ципрас и канцлер Германии Ангела Меркель посетили Россию дважды. В сумме — 13 визитов европейских лидеров против 4 визитов Путина в Европу.
В гостях хорошо, а дома лучше
Более того, большинство важных политических решений было принято на переговорах именно в России. Взять хотя бы переговоры Путина с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Москве в феврале 2015 года. В связи с усилением столкновений на Украине, потоком обвинений в сторону России и прочими неприятными моментами никто не ждал, что такие переговоры вообще могут пройти. Однако они прошли, и прошли довольно успешно на фоне предыдущих попыток. Олланд оценил встречу как один из последних шансов для урегулирования украинского кризиса. Он подчеркнул, что встречи было недостаточно, поэтому за ней последовал телефонный разговор для «дальнейшего сближения позиций». Вслед за французским президентом и Меркель заявила о том, что встреча «имела смысл», несмотря на отсутствие подписанных соглашений. Впрочем, даже спустя год сложно судить, о чём именно говорили лидеры. Однако исходя из нынешней ситуации очевидно, что смысл действительно был, поскольку именно с этой встречи начались реальные движения к разрешению конфликта.
Все важные для страны вопросы по ситуации на Ближнем Востоке также были решены в России. Менее чем через месяц после начала российской военной операции в Сирии Москву посетил президент республики Башар Асад, который лично проинформировал Путина о состоянии дел в его стране. Эта и другие ближневосточные проблемы, в частности, падение цен на нефть, также по большей степени решались в России. За год Россию посетили президент Египта Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси, король Иордании Абдалла II (дважды), президент Ирана Хасан Рухани, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, эмир Катара Тамим аль-Тани, эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа, а также политики Саудовской Аравии и ОАЭ.
С большинством региональных лидеров Путин обсуждал обстановку в регионе, конфликт в Сирии и совместное противодействие террористической угрозе, исходящей от экстремистов ИГ. Результаты переговоров, впрочем, тоже можно увидеть на практике. Благодаря серии двусторонних встреч с ближневосточными и латиноамериканскими лидерами, которые, опять же, проходили в Москве или в Сочи, удалось приблизиться к соглашению о заморозке нефтедобычи.
Европейскому направлению внешней политики РФ есть ещё одна альтернатива — Китай. Си Цзиньпин за год трижды посетил Россию, а китайские политики стали самыми частыми гостями Кремля. Соответственно благодаря этим встречам, как в двустороннем формате, так и на полях различных саммитов, удалось достичь ряда соглашений. Рост товарооборота и инвестиций, взаимодействие в рамках БРИКС, сопряжение ЕАЭС и Шёлкового пути — все эти экономические выгоды дополняются культурными аспектами. Этот год, например, стал перекрёстным годом СМИ РФ и КНР. Всё это стало возможным благодаря взаимодействию на высшем уровне.
Таким образом, нужно быть честным: Путин от санкций не пострадает, как минимум, по двум причинам. Первая — это наличие достойных альтернатив. Европейские политики, по всей видимости, уверены в том, что Россия не выживет без сотрудничества с Европой. Тем не менее, результаты двух лет под санкциями свидетельствуют об обратном. Данные говорят о том, что ЕС понёс колоссальные потери не только в экономическом, но и в социальном секторе. В то же время ожидаемого эффекта в России они не достигли.
Вторая причина очевидного провала санкций против Путина заключается в том, что все основные внешнеполитические вопросы он может решить в Москве. Опыт этого года полностью доказывает этот тезис. В конечном счёте, санкции оказываются пустыми разговорами точно так же, как и призывы Могерини к странам ООН присоединяться к санкциям.
Дорогу парламентариям
Кроме того, все эти заявления, как и списки персон нон-грата среди чиновников, встречают сопротивление в самой Европе. В конце февраля стало известно о том, что представитель национальной делегации Швейцарии в ОБСЕ готовит проект резолюции о недопустимости применения санкций к парламентариям. Этот проект, возможно, будет вынесен на июльскую сессию Парламентской Ассамблеи. К тому же аналогичный документ уже был представлен главой российской делегации Сергеем Нарышкиным после того, как нескольким членам делегации отказали во въезде в Финляндию из-за санкций. В итоге делегаты получили визу в Австрию.
Все эти события в совокупности создают в целом довольно противоречивую картину. Тот факт, что в Европе нет единства, очевиден всем. «Список Савченко» вряд ли будет воплощён в реальность. Если же санкции в отношении чиновников будут приняты, то это будет свидетельствовать об абсолютной некомпетентности евродепутатов, поскольку никакой доказательной базой они не обладают. Меры в отношении Путина вообще выглядят как неудачная шутка. ЕС следовало бы понять одну важную вещь: санкции против России уже зашли в тупик, а их насильственное расширение — это верный путь в сторону углубления кризиса.
Фото Cont